Обоснование управленческих решений

Эврика! Мы нашли решение проблемы, которая уже давно мешала работать нашему и смежным отделам. И теперь… Прежде чем пожинать плоды своих усилий в виде роста прибыли, повышения качества, сокращения текучести кадров, нужно это решение сначала обосновать, а затем эффективно внедрить. Наша статья посвящена инструментам финансового и нефинансового обоснования управленческих решений, а также механизмам их реализации

 

Анна Григораш,

тренер-консультант Академии бизнеса EY

Ежедневно мы принимаем множество решений: от простых до весьма сложных, требующих особых усилий для поиска идеи и выбора наиболее подходящего варианта решения. Сейчас речь пойдет о бизнес-решениях, но описанные техники могут быть применены для любых ситуаций. Начнем с того, что независимо от уровня принятия решения и функциональной области специалиста, который его принимает, стоит посмотреть на это решение с позиции системного похода.

 

Системный подход в принятии управленческих решений

Системный подход — это методология исследования объектов как систем. Под системой мы подразумеваем совокупность связанных между собой и с внешней средой элементов и частей, функционирование которых направлено на достижение цели. Итак, системы — это объекты, имеющие цель, состоящие из множества элементов, которые связаны как между собой, так и с окружающей средой.

В системах важны не только составляющие их элементы, но и связи между ними. Генри Форд однажды сказал: «Если бы я захотел разорить своих конкурентов, я бы нашел лучшего механика, лучшего дизайнера, лучшего.., и отправил бы эту группу специалистов работать у своего коллеги по рынку». Думаю, в вашем опыте немало примеров неслаженной работы команд опытных специалистов. Их неумение договориться и скоординировать свои усилия приводят к результату совместной работы лебедя, рака и щуки.

Ярким примером применения системного подхода в установлении связей между элементами системы является изменение принципа формирования бейсбольных команд. Успех игры во многом зависит от наличия знаменитых игроков в команде, но что делать команде, бюджет которой не позволяет содержать «звезд»? Решение состояло в подборе игроков, чьи гонорары не были высоки по причине наличия у игроков проблем со здоровьем, репутацией и других недостатков, и расположении игроков на поле таким образом, чтобы сильные стороны членов команды дополняли и перекрывали друг друга, компенсируя слабые стороны.

Системы иерархичны, т.е. в любой системе (например, в компании) существуют подсистемы (отделы и подразделения) и надсистемы (корпорация, отрасль, регион, страна).

Например: ремонтное подразделение производственного предприятия является подсистемой для самого предприятия. Цель ремонтного подразделения — своевременное выполнение профилактических и капитальных ремонтов в рамках бюджета. Недостижение этой цели непосредственно влияет на цель системы: несвоевременные профилактические ремонты создают риск сбоя и простоев оборудования, сокращая объемы выпуска и, соответственно, маржу компании.

В стремлении системы достичь поставленных целей всегда существуют факторы, препятствующие этому, так называемые ограничения системы. Причем в конкретном интервале времени влияние одних или даже одного фактора будет сильнее, чем воздействие всех остальных.

Например: у вышеупомянутого производственного предприятия может быть много проблем: брак продукции, уход крупного клиента к конкурентам, необходимость перехода на международные стандарты финансовой отчетности и др., но влияние этих факторов на общий результат системы будет разным. Представим себе совещание по подведению итогов года и расстановке приоритетов на будущий период. Какому из отделов наиболее необходимы ресурсы? И речь идет не только об инвестициях в оборудование, программное обеспечение или текущие расходы на покупку комплектующих или оплату сверхурочных. Под ресурсами мы будем подразумевать также временной ресурс сотрудников компании, фокус внимания руководства и, конечно же, «зеленый свет» решениям ключевых проблем. Скажем, куда будут направлены усилия и время IT-специалистов данного производственного предприятия: в автоматизацию системы планирования ремонтов или доработку учетной системы для работы по международным стандартам отчетности? Часто приоритеты расставляют с позиции политического влияния тех или иных руководителей в организации, а не с позиции системного подхода и усиления тех элементов системы, влияние которых на цель компании было бы наиболее ощутимым.

Ограничения, препятствующие достижению цели системы, можно разделить на: 1) внутренние и 2) внешние, 3) физические и 4) нематериальные.

 

Читать полностью…