Налогообложение нужно изучать, а не бояться его

Наталия Науменко

В налоговом законодательстве настало время изменений, но тем не менее вопрос об оптимизации налогов всегда был, есть, и будет актуальным.

 

• Какой смысл сегодня вкладывается в понятие налоговой оптимизации?

• Где находится грань между законной оптимизацией налогообложения и уклонением от уплаты налогов?

• Какую роль в оптимизации налогообложения играет налоговое планирование?

 

Ответить на эти и ряд других вопросов мы попросили Наталию Науменко, директора Аудиторской компании CompassGroup, практикующего аудитора, консультанта по налоговому законодательству

 

Финансовый директор компании: Наталья, какой смысл сегодня вкладывается в понятие налоговой оптимизации?

Наталия Науменко: Прежде всего нужно учесть, что сегодня мы наблюдаем резкую смену налогового законодательства — каждые полгода предлагаются всевозможные новшества. В данном случае налоговая оптимизация должна базироваться исключительно на действии управляющего аппарата компании, действии финансового отдела компании и быть направленной сугубо на то, чтобы уменьшить общий объем налогов в той доходной части, которую организация или предприятие получает. По сути…оптимизация — это уменьшение доли налога, причем не конкретно какого-то одного, а совокупности всех налогов, которые бременем ложатся на предприятие.

 

Если мы будем проводить работу по оптимизации налогов, предприятие нужно нацеливать на комплексную работу. Нельзя зацикливаться на уменьшении одного налога, потому что это будет однобоко и недальновидно, тем более в такой ситуации, когда идет изменение налогообложения. Таким образом, если предприятие рассматривает какую-либо оптимизацию, нужно учесть, что она должна быть комплексной. Необходимо рассмотреть весь спектр налогов, которые уплачивается предприятием в течение года. Для этого составляется бюджет налоговых платежей, рассматриваются налоги, которые будут оплачиваться предприятием согласно той системе налогообложения, которую оно выбрало. Сюда будут включаться все налоги, связанные и с социальным страхованием, и с налогами на прибыль, с налогами на добавленную стоимость, налогами, которые связаны с акцизным сбором, земельный налог, на недра и т.д. Следовательно, все налоги, которые играют для предприятия важную роль и уплачиваются им, должны входить в совокупность налогов — и вот тогда оптимизация будет направлена на то, чтобы уменьшить налоговое бремя предприятия.

 

Налоговый груз, или налоговое бремя предприятия — это отношение совокупности всех налогов, которое уплачивает компания к ее доходной части.

 

Если доля всех уплаченных налогов не превышает 4% выручки, можно забыть о дополнительной оптимизации и обойтись точным и своевременным ведением бухгалтерского и налогового учета и сдачей отчетности. Если доля налогов в выручке превышает 4%, но менее 10%, — срочно обратитесь к налоговому менеджеру или консультанту. Налоговое Планирование нужно сделать частью общей системы финансового управления и контроля. При этом необходимы обязательный налоговый анализ и экспертиза всех организационных, юридических и финансовых мероприятий и инноваций.

 

ФДК: Где находится грань между законной оптимизацией налогообложения и уклонением от уплаты налогов?

Н. Н.: Когда идет подготовка к оптимизации налогообложения, изучается вся нормативная база, которая сопровождает тот или иной налог. Это может быть Налоговый кодекс, разъяснение налоговой инспекции или даже судебная практика, которая часто публикуется по результатам налоговых споров предприятия с налоговой инспекцией. Если подобная судебная практика имеет положительный эффект, то, изучив ее, предприятие (если у компании был такой же прецедент или проблема близка этому предприятию) может применить для себя данную судебную практику с целью оптимизации налогообложения. То есть когда мы говорим о «грани», она существует. И как раз комплекс этих всех документов, которые составляют нормативную базу, такую грань и прокладывают.

 

Таким образом, предприятие, руководствуясь нормативной базой, находится либо на стороне закона, либо нет. Я хочу подчеркнуть, что…оптимизация всегда должна быть на стороне закона, потому что само понятие оптимизации подразумевает легальное законопослушное уменьшение груза налогообложения.

 

Не нужно выстраивать политику предприятия таким образом, чтобы кого-то обмануть, поскольку в конце концов такая компания обманывает сама себя, ведь все манипуляции с налогами вскоре могут «вылезти» наружу. Комплекс работ по оптимизации налогов должен быть законным, и тогда, принимая то или иное решение, мы опираемся исключительно на законодательную базу.

 

Существует ошибочное мнение, что законодательная база направлена исключительно против налогоплательщика, но это не так. И сейчас мы видим, что на порядке дня изменения, которые нацелены на усовершенствование базы налогообложения, они касаются как прямых, так и косвенных налогов, происходит автоматизация уплаты налогов и пр.

 

Учитывая то что мы движемся к глобальным изменениям в нашей налоговой системе, что она постепенно уходит от ручного контроля, и уже формируются те системы, которые должны будут функционировать самостоятельно, налогоплательщик, попадая в данную систему, уже не имеет каких-либо незаконных возможностей манипулировать с налогами. Хоть эта система пока еще несовершенна, первые шаги уже сделаны, и можно сказать, что налоговая система все-таки ищет возможности, чтобы это бремя снять. В частности: меняются ставки налогообложения, усовершенствуются системы налогообложения, чтобы каждое предприятие могло найти для себя ту нишу, ту налоговую систему, которая была бы для него оптимальной. Так что налогообложение нужно изучать, а не бояться его.

 

ФДК: Какую роль в оптимизации налогообложения играет налоговое планирование?

Н. Н.: Налоговое планирование играет ключевую роль в оптимизации налогообложения. Каждая деятельность предприятия имеет общее налогообложение, а также специфические налоги, которые уплачиваются/не уплачиваются в зависимости от специфики бизнеса (например, существуют предприятия, которые уплачивают/не уплачивают акцизный сбор, НДС и т.д.).

 

К примеру…

Компания работает с поставщиками, которые являются физическими лицами. В этом случае у такой компании будет отсутствовать входящий налог на добавленную стоимость, то есть не будет налогового кредита, и такому предприятию неинтересно работать по системе налогообложения, которая предусматривает, скажем, уплату НДС. Ему больше подойдет упрощенная система налогообложения — где не предусмотрена уплата НДС. Таким образом, компания уберет груз налогового бремени, который будет исчисляться как начисление налогового обязательства по НДС и, соответственно, не будет зависеть от того, что налоговый кредит у нее слишком маленький. То есть 20%, которые бы уплачивались с доходов при начислении налогового обязательства по НДС, на «упрощенке» составят всего 4%.

 

Что касается выбора системы налогообложения, это тоже задача именно бюджетирования и планирования. Нужно просчитать, какой объем налогов будет при разных системах налогообложения, то есть само предприятие должно составить бюджет налогов при различных системах налогообложения и посмотреть, что же ему выгодно. Когда предприятие поймет, какую именно систему налогообложения выгодно использовать именно ему, то в таком случае может быть принято решение о том, что со следующего года компания перейдет на другую систему налогообложения. Но надо посмотреть бюджет следующего года, не будет ли там, например, роста/сокращения объема производства, то есть для этого существует бюджетирование, которое базируется не только на бюджете уплаты налогов, а и на общей работе предприятия (сколько доходов планируется, какие расходы могут быть и т.д.). Благодаря такому подходу, можно определить, будет ли выбранная на данный момент система налогообложения актуальна и в следующем году.

 

ФДК: Как оценить риски при применении схем оптимизации налогообложения?

Н. Н.: Сами риски можно разделить на две группы: 1) внешние и 2) внутренние.

Внешние риски — те риски, которые связаны с изменением во внешней среде (например, с изменением законодательной базы в налогообложении, с экономическими рисками).

 

Предположим, мы можем планировать, что в следующем году наше предприятие будет работать по упрощенной системе налогообложения, но выходит закон, который, скажем, ее отменяет, и предприятию приходится в спешном порядке перестраиваться.

 

Внутренние риски — могут быть связаны с тем, что финансовый аппарат предприятия слаб, и он не может просчитать правильно бюджеты, которые будут связаны с налоговыми платежами; предприятие может не иметь программного обеспечения для бухгалтерского учета, в результате чего могут теряться данные, которые в дальнейшем не будут учтены, а налоговая инспекция может прийти и обнаружить эту «досадную» пропажу.

Что касается рисков, которые непосредственно связаны с системой налогообложения. К примеру, ваше предприятие занималось определенной деятельностью и работало на единой системе налогообложения, потом компания решает поменять вид деятельности, но под льготу данная деятельность может уже не подпадать. То есть нужно теперь в срочном порядке менять систему налогообложения.

 

ФДК: Оптимизация налогов всегда тождественна уменьшению сумм платежей в бюджет?

Н. Н.: Скажем так…

оптимизация налогов — это не уменьшение сумм платежей в бюджет, это уменьшение груза налогообложения, уменьшение доли всех налогов в общем доходе предприятия.

 

Если наше предприятие взяло курс на оптимизацию налогообложения, мы должны просчитать все налоги, которые существуют, и уменьшать их долю. Об уменьшении суммы в таком случае говорить сложно, потому что вдруг у нас вырастет объем прибыли или же будет настолько высокая рентабельность, что она без труда покроет ту сумму налога, с которой мы так усердно боремся. Это не значит, что наша компания сделала оптимизацию, и в прошлом году мы уплачивали 5000 грн налогов, а в этом — 4000 грн, то мы молодцы. Нужно смотреть на все это в комплексе: какая доходность в этом году, какие налоговые ставки в этом году применяются и пр. Следует понимать, что это не суммовое уменьшение, а уменьшение доли налогового груза в общем доходе предприятия.

 

ФДК: В какой ситуации, и на основании анализа каких данных предприятию стоит задуматься об оптимизации налогообложения? 

Н. Н.: Об оптимизации налогообложения предприятию стоит задуматься в тот момент, когда налоговая нагрузка для него является непосильной. Например, когда налоги, которые уплачиваются, не оставляют предприятию средств для его дальнейшего развития. В чем суть? Налоги часто уплачиваются с прибыли, а прибыль — это то, что остается на руках у предприятия для дальнейшего его развития, для того чтобы предприятие могло вложить эти деньги и усилить свой потенциал. Если же таких оборотных средств остается мало после уплаты налогов, то это первый звоночек о том, что нужно искать причину, почему же так происходит.

 

Одной из причин может быть то, что неправильно выбрана система налогообложения, что предприятие не использует те льготы, которые могло бы использовать в данной ситуации. Налоговое законодательство обязывает предприятие использовать льготы. Некоторые предприниматели считают, что если не использовать льготы, и придет налоговая инспекция проверять компанию, то выяснится, что компания переплатила, и в результате есть какой-то объем уплаченных налогов, на который предприятие штрафоваться не будет, то это не правильно. Если имеется льгота на уменьшение груза налогообложения, то компания обязана ее использовать.

 

ФДК: Какие существуют законные схемы (методы) оптимизации налогообложения?

Н. Н.: Законных методов достаточно много, но прежде всего это работа над тем, чтобы применять оптимизацию путем выбора системы налогообложения. Если говорить непосредственно о тех методах оптимизации налогообложения, которые находятся в правовом поле, то предприятие может пересмотреть договорные отношения и изменить статус договоров, ведь, возможно, что предприятию было бы выгоднее работать по договору поручения, нежели работать напрямую.

 

Также можно делегировать часть доходов: например, компания может организовать дочернее предприятие, которое будет работать на упрощенной системе налогообложения и заниматься, скажем, исключительно сферой услуг. Другая же часть предприятия будет работать на общей системе налогообложения, осуществляя производство. Таким образом, можно уменьшить общий груз налогообложения.

 

ФДК: Каким критериям должно соответствовать желание предприятия оптимизировать свои налоги?

Н. Н.: Главный критерий, над которым предприятие должно работать всегда, независимо от того, будет оно минимизировать налоги или нет, — формирование имиджа порядочного налогоплательщика в глазах органов налоговой инспекции. Это значит, что налоговая документация, налоговые платежи должны поступать вовремя, должны быть сформулированы без ошибок. Все моменты, которые позволили бы налоговой инспекции отнести ваше предприятие к компаниям повышенной группы риска, должны отсутствовать. Итак:

• первый критерий — хороший имидж перед фискальными органами;

• второй критерий — анализ структуры налоговой загрузки и выявление того налога, который составляет ее наибольшую долю (является ли эта доля существенной, насколько она существенна, от чего она зависит и пр.).

 

Нужно изучить тот налог, который составляет наибольшую долю, и понять, что стоит сделать, чтобы законным образом его уменьшить. Необходим комплексный подход.

Избрав инструмент снижения конкретного налога, следует проверить, не повлечет ли его применение увеличение прочих налоговых платежей.

 

ФДК: В каких случаях оптимизация налогообложения может быть рассмотрена налоговыми органами как попытка скрыть налоги?

Н. Н.: В первую очередь это будет зависеть от того, какой имидж уже имеет компания перед фискальными органами. Если, скажем, в компании меняется вид договоров (были договоры прямые, а стали посреднические), и в таком случае резко происходит уменьшение объема доходности (видно в форме № 2), могут возникнуть вопросы со стороны налоговой инспекции, но это не будет истолковано как какое-то нарушение. Главное, чтобы компания смогла аргументировать, почему уменьшился объем доходности, так как изменение статуса договоров не является нарушением налогового законодательства. Также у налоговой инспекции могут возникнуть вопросы, если компания создала дочернее предприятие, и ее объем дохода стал меньше первоначального. Но опять-таки, это не запрещено законодательством. И если компания имеет хороший имидж, может логически объяснить, почему уменьшился объем доходности, то вышеупомянутые моменты не будут трактоваться налоговой, как попытка уклониться от налогообложения.

 

Интервью подготовила
Вероника Коробенюк

 

Пример оптимизации налогов для предприятия

Возьмем, скажем, предприятие, которое производит товар (строительные материалы), реализует его, и доставляет. Доставку это предприятие осуществляет посредством привлечения частных лиц. Наиболее уязвимым, с точки зрения налогообложения, является сектор доставки, так как своих машин у предприятия нет, и оно привлекает частный сектор (людей, имеющих личный транспорт и лицензию на предоставление транспортных услуг). Таким образом, сектор доставки не формирует входящего налога на добавленную стоимость (поскольку достаточно трудно сформировать затратную часть, ведь физические лица не раскрывают структуру своих расходов).

 

Какой же выход из положения?

Компания может создать второе предприятие, которое будет иметь лицензию заниматься исключительно автотранспортными доставками. Следовательно, дочерняя компания может работать на упрощенной системе налогообложения (уменьшится нагрузка налога на добавленную стоимость и налоговая нагрузка на прибыль, поскольку не формируется затратная стоимость, которая будет завязана на доходах). Та часть предприятия, которая производит и реализует продукцию, будет иметь более прозрачную доходность, потому что налоги будут уплачивается исключительно с прибыли.

Результат: уменьшение налогового груза по прямому налогу (налогу на прибыль) и косвенному (налогу на добавленную стоимость).