Земельная реформа: провести быстро или качественно

ВЫПУСК №5 (МАЙ, 2017)

Правительство обязалось перед МВФ провести срочную либерализацию рынка земли посредством отмены моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения. Формат земельной реформы от Кабмина предусматривает полумеры, которые не повысят инвестиционную привлекательность рынка. При этом и в Раде, и в обществе большинство выступают против продажи сельхозземель

 

Юрий Григоренко

Земельный вопрос является важным и чувствительным для украинцев. Он, конечно, не имеет важности лозунга большевиков — «Землю — крестьянам!», но находится где-то очень близко. Украина, несмотря на свой промышленный потенциал, остается аграрной страной, где доля АПК в ВВП составляет примерно 12% (с сопутствующей инфраструктурой — еще выше), а экспорт агропродукции — около 40% от общего его объема.

 

Тематика моратория слишком политизирована, популизм в данном вопросе зашкаливает — все политики защищают бедных украинских аграриев от коварных западных лендлордов, а также от своих олигархов и крупных агрохолдингов, которые якобы спят и видят, как сразу после отмены моратория задешево скупят всю украинскую землю.

 

Аграрная предыстория

Во времена бывшего СССР единственным собственником земли было государство. После падения Союза во всех сферах проходило тотальное разгосударствление. Но быстро и эффективно провести реформы Украине, в отличие от других стран Восточной Европы, не удалось.

 

Было принято множество постановлений, законов, согласно которым постепенно передавались земли колхозов в частную собственность населению, сельхозпредприятиям и другим землепользователям. В 1992 году были введены три равноправные формы собственности на землю: 1) частную, 2) коллективную и 3) государственную, а все владельцы земли получили возможность законно отдать ее в аренду.

 

Дальнейшая реализация земельной реформы стала возможной благодаря принятию ряда «земельных» указов Президента. Согласно данным документам, была осуществлена бесплатная передача земли в коллективную и частную собственность для производства сельхозпродукции. Также было проведено распаевание земель и выданы сертификаты на право на земельную долю. Таким образом, 7 млн украинцев получили наделы площадью около 28 млн га в частную собственность. Владельцы сертификатов могли свободно ими распоряжаться, в т.ч. иметь право купли-продажи (последнее было позже отменено). В 2000 году начал происходить процесс замены земельных сертификатов на государственные акты на право собственности на землю. Тогда, с самого конца 90-х прошлого столетия, земля в Украине начала продаваться, но это положение вещей продержалось недолго — до 2001 года. А конец ему пришел с приходом документа, который должен был закрепить либерализацию рынка земли. В октябре 2001 года был принят новый Земельный кодекс, создавший ту модель рынка, которая существует до сих пор. В частности, был изменен формат собственности на земли — частная (население и юридические лица, в т.ч. в форме общей собственности на земельный участок), коммунальная и государственная.

 

Однако основополагающим моментом в документе оказались закрепление моратория на продажу или другим способом отчуждение земель сельскохозяйственного назначения и изменение их целевого назначения. Кроме того, была исключена концентрация земли в частной собственности и установлен запрет на владение землей сельхозназначения нерезидентами. Ограничения устанавливались до вступления в силу закона об обращении земель сельскохозяйственного назначения.

 

Сначала данное ограничение было установлено до 1 января 2005 года, и с тех пор действие моратория постоянно продлевалось. В последний раз это произошло в октябре 2016 года, когда Рада продлила мораторий на год — до 1 января 2018 года. Мораторий планировался как временное решение, но за прошедшие 16 лет это фактически стало постоянной нормой. В целом под мораторий подпадают 41 млн га (более 96% сельскохозяйственных земель) украинских земель.

 

Даже номинальные реформаторы от власти, которые выступали за отмену моратория, в той или иной мере его легализировали. В октябре 2004 года продление моратория вместе с «левыми» поддержал тогдашний новоизбранный президент Виктор Ющенко. Однако уже в конце 2006 года, когда Рада вновь продлила мораторий, Ющенко наложил вето, которое Парламент смог преодолеть. Впрочем, Президент Петр Порошенко также подписал принятый Парламентом в конце 2016 года закон о продлении действия моратория, несмотря на то что ранее выступал за его отмену.

 

Вместе с тем неформальный рынок земли в Украине давно существует. Большая часть земельных паев и угодий на основе договоров аренды используется именно теми лицами, которые ее реально обрабатывают. А это в основном субъекты хозяйствования. Самостоятельно свои земли обрабатывает лишь небольшое количество сельских жителей. Поэтому решить вопрос возможности обращения земли и установить прозрачные правила регулирования данных процессов следовало намного раньше. Затянувшийся мораторий не стимулирует улучшать формально чужую землю и платить за нее адекватные деньги собственнику, который за неимением альтернативы вынужден сдавать ее в аренду за небольшие деньги или в обмен на продукцию. Открытый рынок земли, так или иначе, выработает правила игры и даст возможность развиваться бизнес-процессам. Задача государства — обеспечить эффективное внедрение данных процедур.

 

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ...