Законопроект о налоге на выведенный капитал готов. Чего ждать бизнесу?

ВЫПУСК №8 (АВГУСТ, 2017)

Экономика Украины хронически страдает дефицитом инвестиций. При этом сложная, непрозрачная и нелояльная к бизнесу налоговая система сдерживает инвестиции в национальную экономику. Улучшить ситуацию может внедрение налога на выведенный капитал, который призван заменить нынче действующий налог на прибыль. Министерство финансов Украины направило на согласование профильным институциям согласованный текст соответствующего законопроекта, и в ближайшее время он может быть внесен на рассмотрение в парламент

 

Что меняет налог на выведенный капитал

Законопроект о налоге на выведенный капитал готов, и текст согласованного документа размещен на сайте Министерства финансов Украины. Согласно замыслу авторов законопроекта, налог на выведенный капитал должен заменить действующий в Украине налог на прибыль. Поводом для такой реформы послужило множество недоразумений, которые возникают у бизнеса и налоговых органов относительно расчета финансового результата, которые впоследствии становятся поводом для проблем при проверках, обжаловании.

 

«На сегодняшний день 85% суммы налога на прибыль уплачивает 1086 предприятий, или 0,4% от общего числа зарегистрированных налогоплательщиков. При этом 1 трлн 80 млрд накопленных убытков наблюдалось по результатам декларирования 2015 года, а по итогам 2016-го эти убытки выросли и составили 1 трлн 140 млрд грн. Именно плательщики, демонстрирующие такие накопленные убытки, осуществляют 75% выплат пассивных доходов в пользу нерезидентов. Это значит, что даже в системе корректировки финансового результата корректировки на выплаты пассивных доходов, процентов, роялти и другое — не влияют на возникновение объекта налогообложения и облагаются по средней ставке 2,6% налога на репатриацию. То есть с тысячи налогоплательщиков государство получает 85% налога на прибыль, а еще 8000 предприятий, которые задекларировали убытки и получили привилегии в виде налогообложения по наименее низким ставкам», — рассказывает соавтор законопроекта, руководитель налогового комитета Общественного совета Минфина и Общественного совета Государственной фискальной службы Татьяна Шевцова.

 

Таким образом, система налогообложения остается разбалансированной, огромную фискальную нагрузку несет лишь небольшое число предприятий, а все остальные выводят капиталы с минимальным налогообложением или вообще избегают этого.

 

Идея либерализации налоговой системы возникла в деловых кругах еще два года назад, и как один из элементов — отказ от налога на прибыль в пользу налога на выведенный капитал, был заложен при внесении изменений в Налоговый кодекс в конце 2016 года. Согласно этим изменениям, Кабмин до 1 июля 2017 года обязался внести в парламент проект закона о введении налога на выведенный капитал. В то время данную идею поддержал бизнес. Законодатель же, несмотря на официально лояльную позицию к предложенной реформе, высказал опасения по поводу возникающего бюджетного дефицита в течение первых 2-х лет после отказа от налога на прибыль. Быть или не быть преобразованиям в налоговой системе Украины, должен решить парламент. В ближайшее время, по завершении процедуры согласования с профильными институциями, законопроект будет внесен на рассмотрение парламентариев, а эксперты пока готовятся защищать прогрессивную инициативу.

 

«Для любого бизнесмена, который инвестирует время, деньги и силы в украинскую экономику, важно, чтобы налоговая система была простой с точки зрения администрирования, прозрачной, а правила игры должны быть одинаковыми для всех. С учетом состояния украинской экономики особенно важна возможность реинвестирования. Поэтому необходимо изменение парадигмы экономической системы и создание инновационных стимулов для развития», — объясняет руководитель Секретариата Совета предпринимателей при КМУ Андрей Забловский.

 

Как налог на выведенный капитал может решить то количество проблем в части налогообложения, которые стоят перед бизнесом? Согласно представленному законопроекту, налог на выведенный капитал предусматривает администрирование исключительно операций и объектов, возникающих между плательщиками налога на выведенный капитал и неплательщиками. К числу неплательщиков относятся физические лица, упрощенная система, нерезиденты. Все остальные операции являются нейтральными к данной системе и не создают ни объекта, ни базы налогообложения. Основной объект налогообложения — выплата дивидендов, посему ожидается, что налог на выведенный капитал будет применяться только к распределенной прибыли. Авторы законопроекта предлагают облагать выплату дивидендов в пользу нерезидентов, физических лиц, плательщиков-упрощенцев по ставке 15%. При этом налог на доходы физических лиц будет равен нулю, а налог на репатриацию согласно предложенной системе не уплачивается. «Таким способом можно осуществлять прямое налогообложение данных операций и прямой контроль, на чем государство и должно сосредоточиться», — говорит Татьяна Шевцова.

 

ЧИТАЙТЕ ДАЛЬШЕ →