Взгляд в будущее: прогноз, план, бюджет

ВЫПУСК №11 (НОЯБРЬ, 2017)

План и прогноз, бюджет и прогноз, план и бюджет — это слова-синонимы, или это разные смыслы и значения? Эти все задачи на предприятии делают разные сотрудники и отделы или одни и те же? Если это разные процессы, то какая между ними связь, что должно произойти первым, а что последующим? Ответы на эти вопросы и не только — в представленном материале

 

Ольга Пестрецова-Блоцкая,

кандидат экономических наук, доцент, сертифицированный бизнес-тренер,

консультант, директор консалтинговой компании «Центр бизнес-технологий ТОТ»

Взаимосвязь понятий

Взгляд в будущее: прогноз, план, бюджетПроще всего понять разницу между терминами можно, использовав пример с погодой. Ведь всем известно, что такое прогноз погоды и как он составляется? Каждый раз, собираясь в поездку в другой регион Украины, я, например, всегда просматриваю прогноз погоды. При этом всегда есть понимание, что идеально на 100 % прогноз, может, и не реализуется. Но осведомленность в нем в некоторой степени повлияет на то, что я возьму с собой в поездку и какие у меня будут ожидания и детали плана. Прогноз — это ожидаемое состояние погоды (и любого объекта изучения). Так дело обстоит и с прогнозом продаж (как ключевым бюджетным фактором).

 

На протяжении нескольких периодов времени, учитывая, глобальные рыночные и экономические факторы, составляя разные экономико-математические модели, у предприятий возникают прогнозы продаж. При этом планы по продажам и развитию предприятия уже могут быть сформулированы предприятием, а может, и нет.

 

Но однозначно — после появления прогнозов планы необходимо подкорректировать.

В данном случае занимательным будет продолжить сравнения с погодой и задаться следующим вопросом: «А может ли быть план погоды?».

 

Если порассуждать над ответом на этот вопрос, то окажется, что план погоды, если вообще такое возможно, может возникнуть только на уровне каких-то глобальных решений, так как погодой управлять мы не можем. Ключевое отличие плана от прогноза — это то, что в плане есть понятие «хочу»: я хочу поехать в другой регион Украины. План — это то, что имеет цель относительно того, чем мы можем управлять. Поэтому сочетания слов «план погоды» и режет слух, потому что на индивидуальном уровне мы не можем управлять погодой, но на уровне государства, наверное, это возможно. И достаточно просто на примере погоды прослеживается взаимосвязь между прогнозом и планом.

 

Если у нас по плану на фоне солнечной погоды провести мероприятие на самом высоком уровне, а по прогнозу — будет дождь, то должен появится определенный план мероприятий, который может повлиять на факторы, сформировавшие дождь, на другие, которые позволят светить солнцу.

 

То есть планированию должно предшествовать прогнозирование, или если цель уже сформулирована, то после прогнозирования цель может быть изменена, или план может быть существенно изменен. Прогноз оценивает направление дальнейшего развития события, которое, скорее всего, произойдет, если предприятие начнет действовать ровно так же, как действовало в прошлом и при аналогичных условиях. Важно, что при проведении прогнозирования на предприятии оценят и уяснят, что полученная будущая перспектива вполне устраивает это предприятие. Затем объявляем полученный прогноз планом и действуем теперь по плану.

 

Бюджетом мы будем называть подробно расписанный по статьям, соответствующим периодам и участкам план касательно реализации мероприятий по достижению целей. Бюджет — это количественное выражение планов деятельности предприятия. Это бизнес-процесс составления планов и оценки их исполнения с последующей корректировкой как самих планов, так и, возможно поставленных целей. Интересно то, что в процессе выполнения бюджета у нас может снова возникнуть процедура прогнозирования — уже в середине бюджетного периода, например, после получения результата за 1-й квартал сделать прогноз — до конца года о перспективах выполнения плана.

 

Читать дальше →