Учитывать, чтобы управлять!

..Продолжение. Начало читайте в № 2 (13) за 2016 год....

В прошлом номере журнала мы начали исследовать тему управленческого учета. В частности, коснулись вопроса постановки стратегических целей для бизнеса и роли системы учета в глобальном управлении компанией. В сегодняшнем номере продолжим раскрывать тему и поговорим об алгоритме разработки и внедрения системы управленческого учета на предприятии, постановке KPI


 

Александр Пронишин, бизнес-консультант и бизнес-тренер, сертифицированный специалист по программе обучения менеджеров высшего звена Tacis Managers Training Program

Почему бухгалтерский учет не может заменить управленческий учет

Во многих странах, в том числе в Украине, бухгалтерский учет в первую очередь служит целям подготовки и сдачи отчетной документации в налоговую администрацию, а также в прочие контролирующие структуры и фонды.

В отличие от бухгалтерского учета, управленческий учет служит исключительно целям предоставления информации внутренним пользователям для принятия управленческих решений.

По сути же, бухгалтерский (финансовый и налоговый) учет и управленческий учет произрастают из одного корня — из системы регистрации первичной информации. Но в силу того что требования к содержанию конечных продуктов данных систем учета очень разнятся между собой, в конечном итоге результаты труда бухгалтерии на украинских и российских предприятиях АБСОЛЮТНО не пригодны для целей принятия управленческих решений.

 

Далее вашему вниманию — пример из консультационной практики автора, показывающий принципиальное отличие в подходах бухгалтерского и управленческого учета к продукту учета и дальнейшие последствия этого, а также отличия для целей компании в целом:

«В ходе выполнения диагностики по проекту повышения эффективности работы Департамента продаж компании «Х» был отмечен катастрофически высокий уровень просроченной дебиторской задолженности клиентов. В результате проведения интервью с сотрудниками Департамента выяснили, что в течение всей предшествующей деятельности оборотно-сальдовые ведомости по взаиморасчетам с клиентами готовились бухгалтерией компании (единственным учетным органом) раз в месяц после многочисленных сверок со складом и пр. Иногда из-за расхождения в 0,01% от общей суммы задолженности подготовка ведомости задерживалась на несколько дней. То есть менеджеры имели возможность видеть долги своих клиентов раз в месяц и с большим опозданием — задолженность по состоянию на последний день прошедшего месяца подавалась к 5–7 числу следующего месяца.

 

Ни о каком оперативном контроле долгов клиентов не могло быть и речи. Более того, дебиторская задолженность по клиенту подавалась одной суммой без реестра старения долга. И такая процедура отчетности была АБСОЛЮТНО нормальной для бухгалтерского учета, но АБСОЛЮТНО неприемлема для целей результативного управления дебиторской задолженностью клиентов.

 

После того как в результате «титанических» преобразований в системе учета (4 часа работы привлеченного специалиста по учетной программе) менеджеры получили возможность видеть долги своих клиентов в реальном режиме времени и в удобной для анализа форме, общая сумма дебиторской задолженности клиентов за 4 месяца сократилась в 2,5 раза. А это составляло более $200000 остродефицитных чистых оборотных средств».

 

Признаки и последствия «плохого» управленческого учета

Управленческий учет на просторах СНГ пока не получил заслуженного доверия управленцев. Несмотря на, казалось бы, очевидную потребность в оперативной и качественной информации, многие компании работают в условиях почти полного отсутствия управленческого учета. Либо управленцы оказываются в ситуации, когда «якобы существующая» система учета непрерывно генерирует горы несвязных отчетов, с большим количеством информационного мусора. Автору приходилось видеть управленческие отчеты с таким обилием цифр и графиков, что от головокружения не спасала даже давняя физико-математическая любовь к числам. Причин тому несколько, вот некоторые из них:

• Опасения собственников о том, что «полная» картина результатов деятельности компании «попадет не туда».

• Дефицит качественных услуг по разработке и внедрению систем управленческого учета, доступных по стоимости большинству отечественных компаний.

• Негативный предшествующий опыт постановки систем управленческого учета зачастую по причине того, что проблемы учета решались с помощью приобретения дорогостоящих программных продуктов без соответствующей настройки системы под специфику компании.

Вследствие этого информация, предоставляемая системой учетом во многих компаниях, бесполезна с точки зрения ее использования для принятия управленческих решений. А в условиях постоянного изменения внешней среды компании не могут принимать эффективные решения, полагаясь на искаженную информацию.

 

Читать полностью…