Учитывать, чтобы управлять!

Управление компанией сегодня означает ежедневное принятие многочисленных решений. Все они в той или иной степени влияют на результаты деятельности компании, или, иначе говоря — на процесс движения компании к ее цели. Принимая решения, менеджер несет ответственность за достижение целей, поставленных ему руководством или собственниками компании. Результаты деятельности менеджера во многом зависят от информации, которая используется им для планирования, контроля и регулирования своей управленческой деятельности…

 

Александр Пронишин, бизнес-консультант и бизнес-тренер, сертифицированный специалист по программе обучения менеджеров высшего звена Tacis Managers Training Program

«Цель компании» и «информация в компании» — именно о связи этих двух понятий и пойдет речь в данном материале.

Цель любого бизнеса, с точки зрения его собственника, определить очень просто — «Делать как можно больше денег!». В 100% случаев акционеры планируют получать прибыль от бизнеса одним из 2-х двух способов:

  • получать максимальную прибыль, владея компанией в течение длительного периода времени,

  • или получить прибыль, продав свой бизнес инвесторам по максимально высокой стоимости.

И в первом, и во-втором случаях цель бизнеса с позиции собственника описывается с помощью финансовых показателей прибыльности и стоимости компании.

 

Основная цель и необходимые условия ее достижения

Очень точно цель бизнеса и главные параметры этой цели описал Томас Корбетт в книге «Управленческий учет по ТОС»:

«… целью является зарабатывать больше прибыли сейчас и в будущем. Показателями, измеряющими движение компании к данной цели, являются Чистая прибыль (NP) и Прибыльность инвестированного капитала (ROI). Эти два показателя позволяют определить, где находится компания по отношению к ее цели».

Признавая первенство основных финансовых целей, просвещенное бизнес-сообщество в лице собственников и топ-менеджеров компаний еще в прошлом веке(!) признало тот факт, что одних только финансовых целей компании явно недостаточно. Более того, финансовые показатели можно сравнить со счетом футбольного матча, который стал результатом длительного периода подготовки команды, поиска спонсоров, подбора игроков, тренировок и самой игры. Каждый из таких этапов и процессов преследовал свои, локальные цели — а их совместный результат мы видим на табло!

Для более полного описания системы целей компании наиболее часто используют предложенную Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном Сбалансированную систему показателей (далее — BSC, Balanced Scorecard).

Основная идея BSC заключается том, что для долгосрочного успеха компании в формулировке «делать как можно больше денег сейчас и в будущем» необходимо логически связать и сбалансировать целевые показатели в четырех группах (проекциях). Логика взаимосвязи данных групп показана на рисунке 1.

 

Финансы

Каковы финансовые цели компании?

Клиенты

Каких целей в работе с клиентами необходимо достичь, чтобы были получены необходимые финансовые результаты?

Внутренние процессы

Какие внутренние процессы необходимо улучшить, чтобы удовлетворить клиентов и достичь желаемых финансовых результатов?

Обучение и развитие

Что необходимо сделать для развития внутренних ресурсов, чтобы улучшить внутренние процессы, удовлетворить клиентов и достичь желаемых финансовых результатов?

Рис 1. Взаимосвязь проекций целей в системе сбалансированных показателей

 

Формализация стратегии и каскадирование стратегических показателей

Подход BSC говорит о необходимости интеграции системы сбалансированных показателей в систему управления компанией. Как это можно осуществить и с чего начать?

В первую очередь разработку эффективной системы управления компании, основанной на системе сбалансированных целей, следует начинать с «оцифровки» целей. Правильный целевой показатель должен иметь определенное количественное выражение, текущее значение которого можно просто измерить, и должен быть точно определен момент времени в будущем, когда мы рассчитываем этот целевой показатель достичь. Тогда степень достижения цели можно измерить по данному параметру в любой момент времени и соотнести с желаемым значением.

 

Читать полностью…