Стратегическое планирование: украинские реалии

Финансы и инвестиции

Долгосрочное видение будущего компании и стратегических целей не менее важно для любой компании, чем умение быстро подстраиваться под изменения рынка, в кратчайшие сроки достигать необходимых результатов, эффективно выполнять текущие задачи и оперативно решать возникшие проблемы. Стратегическое планирование позволит сделать компанию более устойчивой на рынке, поскольку руководство будет принимать решения, учитывая долгосрочные цели бизнеса

ВЫПУСК №6 (ИЮНЬ, 2018)

 

Что такое стратегическое планирование

Стратегическое планирование: украинские реалииСуществует целый ряд определений понятия «стратегическое планирование». Все они схожи. Поэтому, обобщая, можно сказать, что стратегическое планирование — определение долгосрочных (на определенный период) целей и направлений деятельности предприятия, реализация которых обеспечит эффективную работу компании в долгосрочной перспективе, а также быструю адаптацию к изменяющимся внешним условиям рынка.

 

Стратегический план должен быть ориентирован на отдаленную перспективу, но в то же время он предусматривает гибкость, чтобы при необходимости можно было внести в него изменения. Фактически это программа работы предприятия в течение длительного времени. Ее нужно приспосабливать к постоянно меняющейся деловой и социальной обстановке.

 

Этапы стратегического планирования следующие:

• Определение миссии предприятия (основной цели).

• Формирование стратегических целей.

• Анализ внешней среды.

• Выбор генеральной стратегии.

• Анализ стратегических альтернатив.

• Разработка функциональных и ресурсных субстратегий.

• Внедрение, контроль, оценка результатов.

 

Стратегические цели должны быть конкретными и измеряемыми, иметь четко определенные сроки достижения, реальными, подкрепленными ресурсной базой, однонаправленными и взаимосоответствующими. При этом желательно устанавливать цели для каждого направления работы предприятия.

 

Анализ внешней среды позволяет определить возможные положительные или отрицательные факторы (угрозы) для работы предприятия: политические, экономические, научно-технические, социальные, международные и т.п. Одним из наиболее важных является анализ рыночных факторов — микроэкономический анализ спроса, предложения и уровня конкуренции.

 

Генеральная стратегия является основополагающей стратегического плана предприятия.

Учитывая цикл развития предприятия, можно выбрать одну из следующих базовых стратегий:

стратегия роста — намерение предприятия увеличивать объемы продаж, прибыли, капитальных инвестиций и т.п.;

стратегия стабилизации — применяется при ощутимой нестабильности объемов продаж и прибыли;

стратегия выживания — оборонная стратегия, применяемая при глубоком кризисе предприятия.

 

Субстратегии предприятия делятся на две группы: 1) функциональные и 2) ресурсные.

К функциональным относятся:

• маркетинговая стратегия,

• производственная стратегия,

• стратегия научно-исследовательских и экспериментально-внедренческих работ.

 

Ресурсные стратегии — это:

• стратегия кадров и социального развития,

• стратегия материально-технического обеспечения,

• организационная стратегия,

• инвестиционная стратегия,

• финансовая стратегия,

• стратегия технического развития.

 

Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно назвать среднесрочными и краткосрочными планами реализации стратегии.

 

Оценка стратегии может проводиться как при помощи количественных критериев (прибыльность, рост объема продаж, прибыль на акцию), так и качественных оценок (квалификация персонала).

 

Цели стратегического планирования

Стратегическое планирование позволяет установить реалистичные ожидаемые результаты в будущем, определить ресурсы (которые понадобятся для достижения этих результатов), а также шаги, необходимые для достижения поставленных целей и задач.

Главная цель стратегического планирования — создание и реформирование бизнеса и товаров предприятия, направленное на развитие.

Основная задача стратегического планирования — выбор направлений и организация работы предприятия таким образом, чтобы достичь поставленных целей, в т.ч. при возникновении непредвиденных факторов, негативно влияющих на бизнес.

 

Помимо прочего, стратегическое планирование:

• обеспечивает подготовку к использованию возможных благоприятных факторов для успешной деятельности предприятия;

• позволяет провести комплексный анализ, в т.ч. будущих проблем и угроз;

• улучшает согласованность действий в процессе работы предприятия, обеспечивая тем самым достижение целей;

• создает условия для развития стратегического мышления и умения прогнозировать у менеджмента компании;

• позволяет более обоснованно и рационально распределять ресурсы предприятия и их концентрацию на ключевых направлениях работы компании.

Читать дальше