Станет ли Украина новой оффшорной зоной ЕС?

До конца 2018 года Украина должна реализовать минимальный стандарт BEPS — план действий ОЭСР по противодействию размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения. В противном случае страна и ее компании могут подвергнуться санкциям Евросоюза

ВЫПУСК №8 (АВГУСТ, 2018)

 

Украинский бизнес, который в настоящее время сложно завоевывает европейские рынки, пользуясь Соглашением об ассоциации с ЕС, может оказаться в неудобной ситуации, когда к нему будут применяться ограничения из-за невыполнения страной минимального стандарта Base Erosion and Profit Shifting (BEPS), в результате чего страна окажется в оффшорном списке. Какие шаги предстоит сделать Киеву, чтобы избежать попадания в оффшорный список?

 

До конца 2018 года Украина должна ратифицировать Конвенцию Multilateral Instrument (MLI) как часть Плана действий BEPS по противодействию размывания налогоблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения. Если этого не произойдет, Украина может попасть в оффшорный список стран Европейского Союза и получить негативные экономические последствия.

 

Конвенция MLI как часть Плана BEPS направлена на активную борьбу с размыванием базы налогообложения и перемещением прибыли в мире, разработана Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). «Данная инициатива принадлежит странам G20 и обусловлена потребностью разработать многосторонний механизм борьбы с налоговым планированием, направленным на уменьшение налоговой базы и перемещения налогооблагаемой прибыли в низконалоговые юрисдикции. Изначально в проекте участвовали 44 страны ОЭСР и G20; сейчас к инициативе BEPS присоединились уже более 100 стран. Страны, не являющиеся членами ОЭСР/G20, могут участвовать в деятельности рабочих групп, региональных объединениях представителей налоговых органов. Например, в Европейской организации налоговых администраций (IOTA), членом которой является Украина. Разработкой мер занимается Комитет ОЭСР по фискальным вопросам, состоящий из 6 рабочих групп», — рассказывает руководитель налогово-юридического департамента и партнер аудиторско-консалтинговой компании «Делойт» в Украине Александр Черинько.

 

Ратификация Конвенции MLI позволит одновременно внести изменения во все существующие конвенции и двусторонние соглашения о двойном налогообложении со странами, которые также дали согласие на изменение соглашений. Наиболее значимыми для бизнеса положениями Конвенции MLI являются: тест основной деятельности (Principal Purpose Test, или PPT) и тест ограничения выгод. Тест основной деятельности предусматривает, что льготы по Соглашениям об избежании двойного налогообложения не будут предоставлены бизнесу относительно дохода или капитала, если на основании всех текущих фактов и обстоятельств будет доказано, что получение выгоды было одной из основных целей любого соглашения или сделки, которые прямо или косвенно привели к выгоде. Тест применяется во всех случаях по умолчанию, если договаривающиеся страны не выбрали другой тест ограничения выгод. Тест ограничения выгод предусматривает, что льготы по Соглашениям об избежании двойного налогообложения не будут предоставлены, если акционером (бенефициаром) иностранной компании, претендующей на льготы, является нерезидент этой юрисдикции (резидент юрисдикции с источником происхождения выплачиваемых доходов) или он владеет по крайней мере 50% акций этой иностранной компании в течение 183 дней на протяжении любых 12 месяцев. По мнению руководителя адвокатского объединения «Национальная правовая палата» Анны Самойленко, применимость этих тестов существенно усложнит работу бизнеса, особенно если его деятельность преследует исключительно минимизацию налоговых обязательств. Но для применения положений Конвенции необходимо дождаться ратификации и принятия ряда законодательных изменений.

 

В любом случае Украина уже присоединилась к Ассоциации стран по Плану действий BEPS и будет двигаться по пути имплементации, заверяют в Комитете Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики.

 

План BEPS разработан ОЭСР с целью избежания налоговых злоупотреблений, которые есть и в Украине, например: завышение импортных и занижение экспортных цен, выплата завышенного вознаграждения и пр. В результате подобных злоупотреблений бизнес выводит доход в другие страны.

 

С одной стороны, страны пытаются защитить свою базу налогообложения, но с другой — те, кто не имплементирует план, окажутся в black list, что повлечет неприятные последствия для самого бизнеса. «Это нужно не столько бизнесу, сколько государству. Это больше международная практика, то есть или мы прыгаем в лодку с цивилизованным миром, или сидим на отшибе. С экономической точки зрения это необходимо для бюджета и для борьбы с агрессивным международным налоговым планированием, когда деньги зарабатывают в одних странах, а налоги в них не уплачивают и переводят базы обложения в другие страны с более благоприятным налоговым климатом», — объясняет руководитель ОО «Палата налоговых консультантов» Виталий Смердов.

 

Ратификация Конвенции и реализация Плана BEPS необходимы Украине, поскольку страна уже обязалась усовершенствовать свои международные конвенции во избежание двойного налогообложения в части ограничения предоставления налоговых льгот в отдельных случаях, а также совершенствования процедуры разрешения налоговых споров. Так, предполагаемые изменения должны ужесточить положения двусторонних налоговых соглашений, и у бизнеса останется меньше возможностей для «уклонений» с их применением на выгодных условиях. Конвенция также регулирует вопросы гибридных несоответствий (устранение двойного налогообложения), определения статуса постоянного представительства, улучшения механизмов разрешения налоговых споров. Еще вначале года экс-министр финансов Украины Александр Данилюк заявлял, что у Минфина есть несколько инициатив, которые должны быть реализованы на уровне законов, чтобы украинский бизнес мог дальше спокойно продолжить сотрудничество с иностранными партнерами, и Украина не попала в черные списки европейских стран.

 

В чем суть?

Из-за пробелов и несогласованности в национальном и международном налоговом законодательстве международные компании уменьшают или избегают обязательств по уплате налога на прибыль. Таким образом, страны теряют поступления в бюджет. За два года страны — члены ОЭСР и G20 разработали План действий BEPS и Программу расширенного сотрудничества для установления так называемых правил игры, по которым страны должны сформировать стратегии налогового планирования. В результате предприятия и компании, которые ранее могли избегать налогообложения, не смогут этого сделать, и государственный бюджет не потеряет поступлений. Такой механизм BEPS, как отмечают его разработчики, особенно важен для развивающихся стран, поскольку их бюджет в большей степени зависит от налога на прибыль предприятий.

 

1 января 2017 года Украина присоединилась к Программе расширенного сотрудничества в рамках ОЭСР и обязалась имплементировать до конца года так называемый минимальный стандарт Плана действий BEPS — обязательные 4 мероприятия из 15 предложенных, в том числе присоединиться к Конвенции MLI. Так, должны быть предприняты шаги, направленные на борьбу с вредоносными налоговыми практиками и режимами, совершенствование действующих соглашений об избежании двойного налогообложения путем внесения в них норм, способствующих уменьшению уровня злоупотребления нормами этих соглашений, совершенствование правил трансфертного ценообразования и норм соглашений об избежании налогообложения путем повышения эффективности механизмов разрешения споров.

 

Приобрести полную статью