Расставляем приоритеты, или Зачем бизнесу АВС-анализ?

Расставляем приоритеты, или Зачем бизнесу АВС-анализ?Современные технологии предлагают предпринимателям множество методов и способов оптимизации разнообразных аспектов бизнеса. В распоряжении у менеджеров уже есть методы оценки на основе нейросетей и big data. Однако и классические методы не теряют своей актуальности в силу доступности и простоты. Одним из таких традиционных методов как раз и является АBC-анализ

ВЫПУСК №12 (ДЕКАБРЬ, 2018)

 

Что такое АВС-анализ?

ABC-анализ — метод, благодаря которому компания может классифицировать свои ресурсы в зависимости от степени их важности.

 

АВС-анализ основан на принципе Парето — 20% всех товаров обеспечивают 80% оборота. Он же, в свою очередь, применим как к анализу продаж или прибыли, так и к анализу запасов, поставщиков (по сумме поставок), товаров и даже клиентов (по сумме закупок), покупателей. Кроме того, его можно применить и к анализу трудовых ресурсов, эффективности работы подразделений, провести анализ инвестиций, затрат, дебиторов (по сумме задолженности).

 

ABC-анализ — это рэнкинг ассортимента в зависимости от разных параметров.

Проранжировать компания может все что угодно, если для этого имеется достаточное количество статистических данных.

 

Как отметила кандидат экономических наук, доцент, руководитель Центра бизнес-технологий ТОТ Ольга Пестрецова-Блоцкая, АВС-метод — базовый для многих предприятий инструмент анализа ассортимента. По словам эксперта, его распространение связано с простотой, наглядностью и многоцелевым использованием.

 

«Он применяется для выработки ценовой и ассортиментной политики товаров, для управления товарными остатками, процедурами закупок, а значит, определением численности персонала в отделе закупок и в целом для выстраивания цепочек от обслуживания клиентов до закупок (например, для товаров категории А применяются толкающие инструменты push — при этом выше уровень запасов и более дешевые варианты транспортировки). Кроме того, АВС-анализ, является основой для распределения товаров по зонам склада: товары категории А должны находиться в самых доступных местах на складе. Многие оптимизационные задачи для предприятий решаются на начальном этапе именно на основе АВС-анализа», — обратила внимание эксперт.

 

Кроме того, Ольга Пестрецова-Блоцкая подчеркнула, что АВС-анализ является практически типовой опцией во многих автоматизированных решениях по управлению ассортиментом.

«Трудно себе представить программу, которая не имела бы уже готового отчета АВС-анализа», — добавила она.

 

Для простоты мы будем рассматривать метод на примере ассортимента товаров.

Метод предполагает разделение товаров на три категории:

А — наиболее ценные, 20 (10)% ассортимента; 80% продаж;

В — промежуточные, 30 (15)% ассортимента; 15% продаж;

С — наименее ценные, 50 (75)% ассортимента; 5% продаж.

 

Группа А. К этой группе относятся товары (клиенты, поставщики и т.д.) в результате снижения эффективности которых, компания понесет наибольшие потери. Это означает, что за товарами группы А должен осуществляться максимальный контроль, на них следует выделять максимальный объем инвестиций, лучшие ресурсы.

Группа В. Товары этой группы обеспечивают компании стабильные продажи и высокую прибыль. Они важны для компании, поскольку относительно стабильны и, зачастую, становятся «дойными коровами» для фирмы. Инвестиции в эти ресурсы небольшие, они необходимы лишь для поддержания имеющегося уровня.

Группа С. Наименее важная группа товаров. Это ресурсы, которые не приносят дохода. Эта группа товаров — первые кандидаты на вылет из ассортиментного ряда.

 

Число групп может быть разным, в зависимости от целей анализа. Однако, как правило, выделяют именно 3 группы, 4-5 групп — в редких случаях.

 

Границы групп 80%-15%-5% могут быть и другими (70%-20%-10%, 50%-30%-20% и даже 40%-40%-20%), они определяются индивидуально предпринимателем и/или исполнителем анализа. Все будет зависеть от целей анализа.

 

На практике же компании зачастую применяют модифицированный ABC-анализ:

А — наиболее значимые позиции, обеспечивающие 50% продаж;

В — важные позиции, дающие 30% продаж;

C — менее значимые позиции, участвующие в 15% продаж;

D — неликвидные позиции, продаж по которым нет вообще или же они участвуют лишь в 5% продаж;

N — позиции-новинки, недавно появившиеся в ассортименте компании, у которых еще не было возможности полноценно поучаствовать в общих продажах.

 

Методы выделения групп

«Золотого правила» для определения границ групп при проведении ABC-анализа не существует. Однако специалисты выделяют три наиболее популярных метода.

 

Эмпиричный

К группе A относят позиции, на которые приходится ориентировочно 20% ассортимента и 80% объема. К группе B — 15% ассортимента и 30% объема, а все оставшиеся позиции — это группа C.

Метод сумм

Границы групп устанавливаются по двум показателям: доля по объему и доля по количеству. Отметим, доля по количеству для каждой позиции в номенклатуре будет одинаковой (зависит от числа позиций). Например, если ассортимент содержит 25 наименований товаров, то доля по количеству будет равна 4% (1÷25).

Если сложить эти доли нарастающим итогом, то граница группы A будет проходить на отметке 100% (80% по объему и 20% по количеству), граница группы B — на отметке 145% (15% по объему и 30% по количеству), а  оставшиеся позиции попадут в группу C.

Метод касательных

Этот метод предусматривает использование диаграммы Парето. На диаграмме строится хорда, от первой до последней точки кривой распределения Парето.

 

Приобрести полную версию статьи