Признание выручки по МСФО 15. Учет программ лояльности и переменного возмещения

Программы лояльности являются одним из способов увеличения продаж в сфере предоставления услуг и в торговле. Их учет тесно связан с новым стандартом МСФО 15 «Выручка по контрактам с клиентами» и с введенными в нем новшествами

ВЫПУСК №2 (ФЕВРАЛЬ, 2019)

 

Чтобы привлечь и сохранить клиента, компания идет на всевозможные уступки.

Чем дольше клиент сохраняет отношения с компанией, тем вероятнее, что он станет более прибыльным для нее. Поэтому важно сформировать базу лояльных покупателей и внедрить процедуры для их удержания.

 

Согласно МСФО 15 выручка равна вознаграждению, которое планируется получить по договору. Стандарт действующий и вступил в силу 1 января 2018 года.

 

Выручка — это доход от операционной (деятельной) деятельности компании. Именно по такой деятельности признается выручка и себестоимость. По другим операциям, например, продаже основных средств, выручка и себестоимость не раскрывается и финансовый результат от операции признается свернуто в отчете о совокупном доходе. Компания должна признать выручку в сумме ожидаемого вознаграждения.

 

Призначение выручки

Переход на учет выручки по-новому начинается с анализа договоров. Признание выручки реализуется посредством пятиступенчатой модели.

 

Пятиступенчатая модель признания виручки включает следующие этапы:

1. Идентификация контрактов.

2. Определение обязательств по контракту.

3. Определение цены сделки.

4. Идентификация цены сделки для исполнения обязательств по договору.

5. Признание выручки после исполнения обязательств.

 

Этап № 1

Идентификация контракта

На первом этапе нужно идентифицировать контракт. Что это значит?

 

Контракт — соглашение двух сторон, согласовывающих взаимные права и обязанности, которые должны быть осуществимы.

Осуществимые права — согласованные, юридически закрепленные, обеспеченные санкциями за неисполнение.

 

Осуществимые обязательства — обязанность в контракте с клиентом передать ему:

• товары/услуги (группу товаров/услуг), которые являются различными (несхожими);

• партию товаров/услуг, за исключением сумм, собранных от третьих лиц.

 

Клиент — сторона, которая заключила контракт с целью получения товаров/услуг:

• в рамках обычной деятельности;

• в обмен на вознаграждение.

 

Цена сделки — размер вознаграждения, которое предприятие планирует получить:

• в результате сделки;

• в обмен на передачу товаров/услуг;

• за исключением сумм, собранных от третьих лиц.

 

Контракт попадает в сферу МСФО 15, если выполняются условия (критерии):

1. Согласован (подписан).

2. Права обеих сторон идентифицированы.

3. Идентифицированы условия оплаты: сроки, способ, схема, сумма.

4. Имеет коммерческий характер: первая сторона получает товары/услуги, вторая — вознаграждение.

5. Вознаграждение за товары/услуги будет получено (высокая вероятность).

 

Если контракт не соответствует всем критериям, он не применяется до пересмотра условий.

Так как выручка равна вознаграждению, очень важно, чтобы все существенные условия в договоре были прописаны. Также необходимо согласовать, как и каким способом будет получено вознаграждение в наиболее вероятной сумме.

 

Идентификация условий оплаты должна быть либо в договоре, либо в дополнительном соглашении. Если конкретно, то это — сроки оплаты, способ (наличный/безналичный), схема (по факту/предоплата) и сумма.

 

Важно также согласовать обязанности и права по договору.

Обязанность поставщика — предоставить товары и услуги. Право получить оплату (денежное возмещение). Это четко должно быть прописано в соглашении. Нередко в контракте есть и дополнительные соглашения, по ним тоже отслеживаются основные условия договора.

 

Этап № 2

Определение обязательств по договору

На дату начала действия контракта компания должна идентифицировать товары/услуги по нему.

1. Идентификация товаров и услуг.

2. Приобрести полную версию статьи