Проверки инспекцией Гоструда: полномочия инспектора и порядок проверки

Выпуск № 3 (Март, 2017)

Тема последствий повышения минимальной заработной платы (далее — МЗП) не сходит с уст предпринимателей и бизнесменов уже который месяц. Особенно актуален вопрос внушительных сумм штрафов за нарушение Кодекса законов о труде (далее — КЗоТ) в части выплаты МЗП. 320 000, 96 000, 32 000 — суммы, которыми теперь «пугают» все предприятия. О том, кто и на каком основании может прийти с внеплановой проверкой, что должны иметь при себе соответствующие органы, как оспорить решение проверки, и о других нюансах, связанных с нарушением трудового законодательства, читайте далее в статье

 

Мария Пенделеева

Внеплановый визит контролирующих органов — всегда стресс для руководителей. Далеко не все предприятия с абсолютной серьезностью относятся к ведению кадровой документации, за что впоследствии могут понести наказание.

 

Для того чтобы быть во всеоружии, необходимо разобраться в некоторых вопросах.
«Инспекции на предприятиях проводятся настолько часто и тщательно, насколько это необходимо для обеспечения эффективного применения законодательства о труде», — комментирует заместитель директора Департамента контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости Государственной инспекции Украины по вопросам труда Елена Коновалова.

 

Планово и внепланово

Проверки инспекторами Гоструда могут быть плановые и внеплановые. Согласно ст. 5 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее — Закон), плановые мероприятия осуществляются согласно годовым планам, которые утверждаются органом государственного надзора (контроля) не позднее 1 декабря года, предшествующего плановому. Внесение изменений в годовые планы осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) не допускается, кроме случаев изменения наименования субъекта хозяйствования и исправления технических ошибок.

 

«Плановые проверки проводятся с периодичностью, определяемой в соответствии с критериями, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля), приведенных в приложении к постановлению Кабинета Министров Украины от 17 ноября 2010 года № 1059», — рассказывает Елена Коновалова.

 

По словам эксперта, критериями оценки степени риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определения периодичности осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля), являются:

1) наличие задолженности по выплате заработной платы;
2) выплата работникам заработной платы на уровне или ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы;
3) несоответствие количества работников предприятия объемам производства (выполненных работ, предоставленных услуг);
4) нарушение требований законодательства о труде;
5) наличие разногласий между фактическими показателями численности работающих и заработной платы и показателями отчетности, предоставленной в органы государственной власти.

 

В соответствии с установленными критериями, субъекты хозяйствования независимо от формы собственности относятся к одной из трех степеней риска — высокая, средняя и незначительная.

 

Плановые проверки субъектов хозяйствования, связанные с государственным надзором (контролем) в сфере соблюдения требований законодательства о труде, проводятся на предприятиях:

• с высокой степенью риска — не чаще чем раз в год;
• со средней степенью риска — не чаще чем раз в 2 года;
• с незначительной степенью риска — не чаще чем раз в 5 лет.

 

Если с плановыми проверками все понятно, то, что же является основанием для внеплановой проверки? Это поясняет ст. 6 Закона. В частности, основанием для внеплановой проверки может быть:

• обращение с желанием осуществления проверки от субъекта хозяйственной деятельности;
• выявление и подтверждение недостоверных данных (кроме случаев, указанных в статье);
• проверка выполнения исправлений тех нарушений, которые были выявлены в результате предыдущей инспекции;
• обращение сотрудника с информацией о нарушении;
• непредоставление субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности за 2 отчетных периода подряд без уважительных причин или письменных объяснений;
• доверенность премьер-министра Украины о проверке субъектов хозяйствования в соответствующей сфере в связи с выявленными системными нарушениями и/или наступлением события, имеющего значительное негативное влияние;
• наступление аварии, смерти пострадавшего вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, которое было связано с профдеятельностью.

 

«Среди других оснований внеплановых проверок — инициатива правоохранительных органов, — комментирует Елена Коновалова.

 

Читать полностью...