Продать бизнес в Украине: реалии и сложности

Выпуск № 2 (Февраль, 2017)

В условиях кризиса растет количество желающих продать свой бизнес, однако покупателей мало, и продавцы вынуждены снижать свои финансовые запросы, подталкивая весь рынок к ценовому «дну». В свою очередь, отечественные финансово стабильные компании и иностранные инвесторы могут недорого приобрести привлекательные активы, увеличить долю рынка или зайти в новые бизнес-направления

 

Юрий Григоренко

Точной статистики рынка продажи бизнеса в Украине нет. Есть оценки по крупным сделкам, но они противоречивы и далеко неполные — охватывают сравнительно большие публичные сделки, тогда как переход прав собственности в среднем и особенно в малом бизнесе оценить практически невозможно. Так, по данным исследования компании EMIS и юридической группы CMS, в 2015 году рынок слияний и поглощений (M&A) в Украине сократился до €505 млн, что почти на 40% меньше, чем годом ранее (€833,1 млн). В 2015 году в Украине было заключено 140 сделок, что на 29 (26,1%) больше, чем годом ранее. Для сравнения приведем данные за минувшие периоды: в 2013 году количество сделок составляло 249, а их суммарный объем — €4,77 млрд, а в 2012 году — 342 на сумму €2,24 млрд. Основная причина уменьшения суммы сделок — падение стоимости украинских активов.

 

Значительная часть сделок (69) пришлась на финансовый сектор и страхование, ИТ-и телеком-сфера стала второй по количеству продаж (16), третьей была производственная сфера (14), а на недвижимость и добычу энергоносителей — 9 и 7 сделок соответственно.

 

В свою очередь, совместный отчет по украинскому рынку M&A юридической фирмы Aequo и профильного издания Mergermarket показывает другие цифры. В 2015 году количество сделок упало на 24% до 26, а суммарная стоимость раскрытых сделок в денежном эквиваленте составила €134 млн, по сравнению с €768 млн — в 2014 году.

 

Согласно вышеупомянутым исследованием, наибольшее количество сделок наблюдалось в финансовом секторе. В 2014–2015 гг. его доля в денежном выражении составила 43% (7% — в 2013-2014 гг.) всего рынка M&A. Далее шел блок из энергетики, горнодобывающей промышленности и ЖКХ: его объем в 2014–2015 гг. достиг 29% в денежном эквиваленте и 13% — по количеству сделок. Потом следовали сфера телекоммуникаций, медиа и технологий, в т.ч. электронной коммерции, которые имеют значительный потенциал дальнейшего развития.

 

Согласно данным Aequo, в Украине можно выделить 2 типа сделок M&A: 1) крупные сделки между нерезидентами за пределами Украины и 2) локальные сделки средних размеров. Суммы сделок на украинском рынке, как правило, составляют $20–30 млн (по данным на 2015 год).

 

Как отмечает аналитик отдела консультационных услуг по сопровождению сделок компании EY в Украине Юлия Лемешко, в 2016 году сделки происходили в следующих отраслях: АПК, финансовый сектор, пищевая промышленность, машиностроение и приборостроение, транспорт, недвижимость, сфера услуг и др. Стоимость сделок значительно колебалась, в верхнем пределе достигая $30 млн.

 

Огромный потенциал для продажи бизнеса в Украине скрыт в приватизации. Однако на данном направлении последние 3 года никаких реальных подвижек нет. Поступления от приватизации уже 3-й год закладываются в госбюджете на уровне 17 млрд грн. При этом в 2016 году Фонд государственного имущества перечислил в госбюджет от приватизации госимущества всего 188,9 млн грн (как примерно было и в предыдущие годы). Самый лакомый объект, который был выставлен на продажу в 2016 году, — флагман химической промышленности — Одесский припортовый завод, дважды был на грани продажи, и оба раза аукционы срывались. То есть ожидать «приватизационный прорыв» в 2017 году было бы наивно.

 

Вместе с тем, пока об инвестиционной привлекательности Украины в нынешних реалиях можно говорить весьма условно. По данным исследования Европейской бизнес-ассоциации, индекс инвестиционной привлекательности Украины во II полугодии 2016 года составил 2,85 балла из 5 возможных и почти не изменился по сравнению с I полугодием (2,88 балла). То есть настроения бизнеса существенно не изменились ни в позитивную, ни в негативную стороны. Индекс все еще остается ниже медианного значения в 3 балла. Самый высокий показатель за всю историю исследования наблюдался в конце 2010 года — 3,4 балла. Согласно итогам исследования, 67% бизнесменов не удовлетворены инвестиционным климатом в Украине, тогда как в I полугодии 2016 года их было 78%, однако привлекательным бизнес-климат считают лишь 9% респондентов. По мнению 34,9% опрошенных директоров компаний, бизнес-климат улучшится в течение следующих 6-ти месяцев, тогда как, по мнению 42%, Украина не будет привлекательной для новых инвесторов в 2017 году.

 

Среди приоритетных шагов по исправлению ситуации участники опроса назвали:

активную борьбу с коррупцией (25%);

проведение налоговой реформы, судебной и реформы правоохранительных органов (23%);

упрощение процедур для ведения бизнеса и ослабление давления на бизнес (14%).

 

Читать полностью...