Предложения по улучшению: Как использовать идеи работников?

Помните старый добрый фильм «Весна на Заречной улице», где главный герой фильма, сварщик Савченко, принес инженеру тетрадку, в которой с грамматическими ошибками изложил свои «Предложения к примИнению»? И ведь даже не догадывался симпатичный паренек, что он применял на практике один из важнейших инструментов Кайдзен — предложения по улучшению, поступающие непосредственно от работников предприятия, задействованных на конкретных участках производства и точно знающих, какие несложные действия могут сделать процесс продуктивнее и эффективнее

ВЫПУСК №11 (НОЯБРЬ, 2018)

 

Предложения по улучшению: Как использовать идеи работников?У каждого действия должна быть цель. Если вы еще не определились, зачем вам это нужно, тогда я поделюсь своими соображениями на этот счет. Дело в том, что процесс решения проблем должен иметь поддержку в виде подпроцесса, в котором подхватываются мелкие инициативы и имеют легальную возможность воплощения. Это тот самый путь Кайдзен, путь мелких ежедневных улучшений, поддерживающий в работоспособном состоянии инвестиции. Это атмосфера поощрения проявлений инициативы со стороны рядовых сотрудников. Это способ вовлечения в процесс решения проблем всех без исключения работников предприятия и возможности внесения посильного вклада в улучшение состояния предприятия. Это селекция новаторов и воспитание целевой модели поведения сотрудников. Это справедливое отношение к активным сотрудникам и признание их заслуг.

 

А вы что подумали? Что это гарантированный способ экономии и приготовили клетчатую сумку для денег? Нет, это производственная культура, а экономия — это лишь приятный бонус. Более того, все затраты окупятся с лихвой. Это позволит вам держаться на плаву в бушующем море непроходящего экономического кризиса.

 

Еще важно понимать принципиальное отличие «рационализаторских предложений» от «предложений по улучшению». Первое является предметом патентования и, потенциально, предметом судебных тяжб, второе — добровольное участие в процессе улучшения по обоюдному соглашению, желательно вообще без обязательств со стороны новатора.

 

Эта процедура стала частью производственной системы, одним из «кирпичей в ее основании», в рамках крупного проекта «Производство мирового класса» инициированного в 2012 году на нашем предприятии. Не основным элементом, но обязательным.

 

Прежде чем приступить к созданию процедуры «Предложений по улучшению» на нашем предприятии изучили чужой опыт, в том числе и на других промактивах нашей компании. В результате пришли к следующим выводам: этим точно нужно заниматься, и так, как это было воплощено ранее, особенно в рационализаторстве, действовать нельзя, потому что так уже пробовали и результат оказался неудовлетворительный.

 

Есть ряд условий, позволяющих устранить большую часть преград для новаторов в процессе генерации и подачи своих идей, а затем и их реализации. Ведь если вы хотите, чтобы люди несли вам свои идеи, именно вы должны взять на себя большую часть хлопот, связанных с этим процессом, либо убрать эти преграды для обоюдной пользы. Итак, опытным путем мы подобрали комбинацию ключевых факторов, позволяющую добиться стабильно работающего процесса. Сфокусировались на процессе, и «правильный» процесс дал «правильный» результат.

 

Условия, позволяющие успешно внедрить процедуру предложений по улучшению:

• доступность информации и средств коммуникации;

• минимум бумаг и бюрократии;

• отсутствие критики;

• разграничение ответственности;

• быстрая материальная мотивация;

• использование нематериальной мотивации.

 

А теперь подробнее. Для того чтобы люди принесли вам свои идеи, необходимо создать «правила игры», с которыми рекомендуется всех ознакомить. Это должна быть простая утвержденная процедура, на несколько страниц, с четкими формулировками, сроками и ролями. Вам придется повторять людям снова и снова, что на предприятии существует такая процедура и правила просты. Ведь всегда найдется человек, который впервые услышал об этом или когда-то пропустил мимо ушей ваш спич, поэтому придется это делать часто, вежливо и корректно. Если вы не заполните информационное поле достоверной и полной информацией, люди допишут все на свой лад. Потом еще и будут разносить эти домыслы по умам коллег, демотивируя потенциальных новаторов. Следующая правда жизни оказалась в том, что идеи сами не приходят, за ними придется ходить к людям, разговаривать с ними и помогать формулировать идеи. Не говоря уже о легкодоступности бланков, в т.ч. в электронном виде, которые должны быть повсеместно. Генерация идей — процесс творческий, поэтому даже специалисты часто затрудняются сформулировать свои идеи.

 

Приобрести полную версию статьи