Правительственная «трехлетка»: в течение 2018–2020 годов минимальная заработная плата должна вырасти на 40%

ВЫПУСК №7 (ИЮЛЬ, 2017)

В середине июня Кабинет Министров Украины на одном из своих заседаний утвердил проект Бюджетной резолюции на 2018 год. В течение ближайших 3-х лет минимальная зарплата в Украине вырастет на 1,2 тыс. грн: до 3723 грн (+16%) — в 2018 году, до 4173 грн (+12%) — в 2019-м и 4425 грн (+6%) — в 2020 году. Как реагирует бизнес на планы правительства и сможет ли выжить при установленной планке?

 

Нина Лысенко

Финансовый план по-новому

Кабинет Министров Украины начал новый процесс планирования государственных финансов на среднесрочную перспективу. Так, согласно утвержденной Бюджетной резолюции до 2020 года, рост экономики Украины в 2020 году составит 4%, инфляция снизится до 5%, дефицит госбюджета уменьшится до 2%, а доля долга достигнет показателя в 55% ВВП.

 

Также в документе предусмотрен постепенный рост минимальной заработной платы в течение 3-х лет — до 4425 грн. Также будет расти должностной оклад работника 1-го тарифного разряда Единой тарифной сетки от 1 января 2018 года — 1762 грн, в 2019 году — 1921 грн, в 2020-м – 2073 грн. Предложенное повышение соответствует политике прогнозируемости и экономической обоснованности, в отличие от спонтанных и неоправданных повышений, как это было ранее.

 

Напомним: решение о повышении минимальной зарплаты вдвое, до 3200 грн, было принято правительством в конце 2016 года и вошло в Топ-10 решений правительства прошлого года. После повышения «минималки», как сообщил на одном из заседаний КМУ вице-премьер Павел Розенко, за четыре месяца текущего года средняя зарплата украинцев выросла на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 6,5 тыс. грн. В то же время поступления от НДФЛ в сводный бюджет с начала года составили более 62 млрд грн, что на 35% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Как заявлял ранее вице-премьер-министр Павел Розенко, минимальная зарплата в Украине уже с 1 января нынешнего года могла бы быть не 3200 грн, а 5000. «Я хотел бы, чтобы уже с июля минимальная заработная плата составила 5000 грн. Были соответствующие расчеты экспертов, и можно было с 1 января делать минимальную заработную плату 5000 грн. Но мы решили все-таки перейти на постепенность данного процесса». Несмотря на то что ожидаемые цифры по минимальной заработной плате звучат разные, важно то, какое влияние на бизнес окажет как незначительное, так и более весомое повышение ставок оплаты труда», — заявил Вице-премьер-министр на заседании правительства. При этом премьер-министр Владимир Гройсман пообещал рост средней зарплаты уже в этом году до 7 тыс. грн, а через несколько лет — до 10 тыс. грн.

 

Эксперты значительного роста средней заработной платы не отмечают. «Несмотря на резкое повышение минимальной заработной платы, резкого скачка средней зарплаты по экономике не произошло. По итогам апреля 2017 года этот уровень достиг 6659 грн, тогда как в декабре 2016-го был зафиксирован Госстатом на уровне 6475 грн. Дело в том, что «подтянуть» до 3200 необходимо было заработную плату лишь для пятой части штатных работников. Что и было сделано, без заметного увеличения окладов для других категорий. Кроме того, само правительство не стимулировало резкий рост оплаты труда в госсекторе, так как базовый уровень ставки по Единой тарифной сетке установлен на уровне 1600 грн, то есть вдвое ниже. И фактически заработная плата госслужащих рассчитывается путем умножения соответствующего коэффициента на данную величину. А тем, кто не дотягивает до 3200, автоматически платят именно этот уровень, поскольку меньше платить нельзя по трудовому законодательству», — говорит финансовый аналитик Андрей Блинов.

 

Накануне повышения на 100% минимальной заработной платы в начале года бизнес отчасти запаниковал: во-первых, нужно было «подтянуть» к установленной планке зарплаты низко квалифицированных работников, которые получали меньше; во-вторых, параллельно правительство усилило контроль выполнения требований законодательства и увеличило до 320 000 штраф в случае их несоблюдения. Как заявил министр социальной политики Андрей Рева на пленарном заседании 106-й сессии Международной конференции труда, которая проходила в июне 2017 года, реформа оплаты труда, стартовавшая в Украине в 2016 году, предусматривает пересмотр установления заработной платы с целью постепенного повышения реальной заработной платы и ликвидации задолженности по заработной плате. Первыми шагами реформы стало увеличение минимальной заработной платы на 100% и принятие мер по соблюдению инфляции на умеренном уровне, которые привели к реальному росту заработной платы на 20% в январе – мае 2017 года. Правительство поставило цель — достичь детенизации рынка труда. Эксперты отмечают, что ключевой целью была не только детенизация, но и повышение отчислений бизнесом для наполнения бюджета для выплат по социальным обязательствам правительства.

 

«Как все знают, с 1 января 2017 года правительство, по инициативе Премьера Гройсмана, подняло минимальную заработную плату до уровня 3200 грн, и спустя месяц прозвучали заявления о том, что «минималку» нужно продолжать поднимать, а к концу года взять новую планку в 5000 грн. Данное событие можно и нужно рассматривать с двух позиций. Первая — это повышение социальных стандартов, что является положительным аспектом укрепления уровня благосостояния домохозяйств. Вторая — данное нововведение было осуществлено без подготовки почвы, то есть на 1 января, равно как и на сегодняшний день, предприятия имеют совокупную нагрузку на фонд заработной платы 41,5%, что является категорически тяжелым грузом, который малый и средний бизнес в большинстве случаев не выдерживает, и для того чтобы нормализовать свои издержки, вынужден продолжать осуществлять большую часть выплаты сотрудникам через «конверты», — говорит координатор общественной организации «Рух Бізнесу України» Андрей Гарнат.

 

Несмотря на произошедшее повышение, зарплаты украинцев остаются на низком уровне. «Средний размер зарплаты на уровне 230 евро в месяц является самым низким в Европе сегодня. Несколько выше зарплата в Молдове и Албании. Отставание от Болгарии и Румынии — беднейших членов ЕС — превышает 2 раза. В Беларуси средний уровень оплаты труда приближается к 400 евро, в России — более 600 евро», - говорит Андрей Блинов. И обращает внимание на то, что при плановом повышении «минималки» ставка ЕТС-1 (единая тарифная ставка) увеличивается лишь кумулятивно за 3 года: до 2073 грн и далее продолжит отставать от уровня минимальной заработной платы, что является нонсенсом с точки зрения стимулов для рабочей силы.

 

«Если говорить только о законодательном механизме увеличения зарплат, считайте императивном, увеличение через принятие изменений в бюджет, то нужно понимать, что делать с тарифной сеткой? Хоть ее и отвязали от минимальной заработной платы, привязав к прожиточному минимуму, который составляет 1700 грн, и написали, что оплата все равно не может быть меньше «минималки», — говорит юридический и финансовый консультант Андрей Вигиринский. — Последние высказывания Андрея Ревы (министр социальной политики. — прим. ред.), о том, что, возможно, будут устанавливать минимальную заработную плату дифференцированно для руководителей, квалифицированных и не очень сотрудников, по моему мнению, противоречит существующему законодательству. Государство не может определять, кому из сотрудников минимально нужно больше, а кому меньше, тем самым нарушая принцип равенства перед законом. И, скорее всего, тут должна работать тарифная сетка, которая устанавливает дифференциацию оплаты труда в зависимости от квалификации и должности».

 

БОЛЕЕ РАЗВЕРНУТЫЙ МАТЕРИАЛ ЧИТАЙТЕ В ПОЛНОЙ СТАТЬЕ ВЫПУСКА №7