Практика эффективного разрешения конфликта

Конфликтом или спором можно назвать любую ситуацию, в которой сторонам необходимо разрешить конкретно сложившуюся ситуацию, при этом изначально каждый отстаивает свою правоту

ВЫПУСК №10 (ОКТЯБРЬ, 2018)

 

Практика эффективного разрешения конфликтаКогда мы сталкиваемся со спорной ситуацией, мы понимаем, что в нашем арсенале есть не так уж много инструментов для решения возникшего вопроса. Это переговоры и суды (национальные, арбитражные, третейские). Добавим также широко используемый в мире, но относительно новый для Украины способ — медиацию. Это мирное урегулирование конфликта путем переговоров сторон, при помощи нейтрального посредника — медиатора.

 

Как показывают горячие диспуты между противниками и приверженцами медиации в Украине, у большинства тех, кто не занимается медиацией непосредственно, существует достаточно размытое представление о том, что это и как это работает. Поэтому вкратце, на примере, рассмотрим, как происходит процесс медиации, почему он эффективен, как вырабатываются решения и почему они в большинстве случаев добровольно исполняются (фабула истории реальная, цифры и подробности изменены).

 

Медиация проходит в формате индивидуальных и общих встреч. Медиаторы организовывают и ведут процесс, опираясь на принципы конфиденциальности, добровольности и нейтральности.

 

В процессе медиации стороны сами вырабатывают решения, исходя из своих интересов, но с учетом интересов всех участников процесса. Ну и самое главное — исполнение решений происходит добровольно.

 

Поставщик комплектующих частей и Покупатель (производитель эксклюзивного оборудования) успешно сотрудничают более 5 лет. Своевременные поставки и расчет, оптимальное сочетание цены и качества, безупречная репутация обоих участников правоотношений.

 

С марта 2017 года Покупатель начинает задерживать оплату регулярных поставок, а с июня — перестает платить. Поставщик — в недоумении. Переписки, переговоры на разных уровнях, письменные претензии, но реального результата нет. Конфликт усугубляется.

 

Интересы Поставщика: сохранить конфиденциальность, дабы не показать другим контрагентам, что можно своевременно не оплачивать счета, получить задолженность, желательно сохранив партнерство, поскольку Покупатель — крупнейший из клиентов Поставщика, и производство по сути работает на 40% под его заказы.

 

Интересы Покупателя: сохранить конфиденциальность, поскольку малейшая тень над репутацией приведет к краху всего бизнеса. Покупатель переживает не лучшие времена. Рейдерский захват и корпоративные споры внутри компании разрушают бизнес. Счета заморожены. Ситуация внутри компании уже взята под контроль, но необходимо 6–8 месяцев для того, чтобы вернуть стабильность, не останавливая производство.

 

30% процесса медиации проходили в формате индивидуальных встреч. В ходе медиации сторонам удалось выяснить: Поставщик не может ждать погашения задолженности, так как согласно стратегии развития компании, расширение производства уже реализовано на 80% и для окончания процесса необходима покупка автопарка. Дополнительного ресурса на покупку автопарка нет.

 

Денежные средства Покупателя недоступны, поэтому погашение задолженности в ближайшее время невозможно. Но в активах есть автопарк.

 

Сторонами выработано решение: Покупатель передает автопарк в лизинг Поставщику. Оплату за 8 месяцев лизинга автопарка Поставщик перенаправляет на погашение задолженности перед ним Покупателя. В дальнейшем стоимость автопарка по остаточной стоимости, по истечении 8 месяцев, обеспечивает бесперебойную поставку продукции Покупателю.

 

В итоге процесс медиации продолжался 16 часов. Еще 48 часов понадобилось юристам обоих сторон, чтобы прописать формальности. Автопарк передан сразу же после подписания всех документов. Оба предприятия продолжают хозяйственную деятельность с сохранением партнерства и стабильности своего бизнеса.

 

Приобрести полную статью