Отчёт об управлении

Введение нормативного требования составления отчета об управлении вызвано привлечением Украины к тенденциям глобализации, распространением идеи устойчивого развития и необходимостью имплементации положений Директивы 2013/34/ ЕС и МСФО в национальную нормативную базу

ВЫПУСК №2 (ФЕВРАЛЬ, 2019)

 

Отчёт об управленииВ 2017 году внесены изменения в ст. 11 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» и установлено требование составления отчета об управлении с уточнением, что он готовится средними и крупными предприятиями независимо от форм собственности (кроме банков и бюджетных учреждений). В июле 2018 года внесены изменения в Порядок представления финансовой отчетности, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2000 г. № 419, исходя из положений которого, становится понятно, что этот отчет надо подавать вместе с годовой финансовой отчетностью.

Предприятиям, которые обязаны подавать отчет об управлении, впервые готовить данный отчет придется уже по итогам 2018 года.

 

7 декабря 2018 г. приказом Министерства финансов Украины № 982 утверждены Методические рекомендации по составлению отчета об управлении, которые дополняют, но не заменяют международные рекомендации по устойчивому развитию.

 

Целесообразно отметить, что между различными нормативно-правовыми актами Украины возникла терминологическая несогласованность. В частности, в Законе Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» речь идет о составлении отчета об управлении, а Закон Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» как составляющую часть годовой и промежуточной информации об эмитенте требует составлять отчет руководства. Несоответствие в названиях отчета можно объяснить тем, что тысячи предприятий по всему миру готовят и обнародуют собственные годовые отчеты, составной частью которых является отчет руководства. Однако в разных странах он может иметь различные названия. Например, в Канаде и США данный отчет имеет название Management Discussion and Analysis (MD&A), что на русский можно перевести как Отчет руководства и анализ; в Великобритании до 2006 г. у него было другое название —  Operational and Financial Review (OFR) — Оценка деятельности и финансовый обзор, а с 2006 г. в связи с принятием Закона о компаниях — Director's Report — Отчет директоров; в Германии — Management Report — Отчет руководства. По сути, речь идет об одном и том же отчете, в котором должна содержаться информация о состоянии и развитии компании.

 

В чем смысл нововведения?

Поскольку отчет об управлении является сопроводительным документом к годовым финансовым отчетам общего назначения, очевидно, основными пользователями его информации являются поставщики рискового капитала, то есть действительные и потенциальные инвесторы, акционеры, кредиторы и поставщики, покупатели и клиенты. Расширение диапазона информации, отраженной в финансовой отчетности, вызвано тенденциями к построению социально-ориентированного учета и отчетности, что отражает степень влияния деятельности компании на окружающую среду, а также все большее привлечение и контроль общественности за деятельностью хозяйствующих субъектов.

 

Основной идеей составления отчета об управлении является раскрытие информации об экономических, экологических и социальных последствиях деятельности компаний. Такая информация позволит внутренним и внешним заинтересованным сторонам принимать обоснованные решения относительно влияния предприятия на экономику, окружающую среду и общество.

 

Данный подход соответствует направленности международных документов, которые служат институциональной базой для разработки, и предусматривает комплексное раскрытие информации о деятельности предприятий по методу тройного итога (Triple Bottom-Line).

 

Что требует закон?

Принятые в 2017 г. изменения в Законе Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», которыми установлено требование к определенным видам предприятий составлять отчет об управлении, внедрены с целью имплементации положений Директивы 2013/34/ЕС в отечественное законодательство. К тому же она имплементирована в законодательство стран-членов как законодательное предложение по раскрытию предприятиями нефинансовой информации. Положения Директивы применяются к финансовой отчетности за отчетные периоды, начинающиеся с 1 января 2016 года, или в течение календарного 2016 года.

 

Приобрести полную версию статьи