Особенности налогообложения акционных товаров

ВЫПУСК №9 (СЕНТЯБРЬ, 2017)

В июльском номере журнала «Финансовый директор компании» мы уже освещали тему акций, где основной акцент был поставлен на правильном документальном и бухгалтерском «сопровождении» проведения данных маркетинговых мероприятий. Сегодня мы более детально разберемся в вопросе налогообложения акционных товаров.

 

Светлана Руденко, адвокат,

эксперт компании Safir Law&Finance

Кто не хотел бы приобрести хороший товар по сниженной цене со скидкой, а то и вовсе получить его бесплатно?! Это желание потребителей умело используется многими маркетологами. Подарки, розыгрыши, скидки — уже давно «must have» любых маркетинговых компаний. Однако неправильно оформленные в бухгалтерском и налоговом учете результаты проведения таких акций могут сыграть злую шутку с предприятием, решившем столь щедро одарить его потребителей.

 

Особенности налогообложения акционных товаровКогда предприятие может принять решение о проведении акций в форме скидок, подарков, розыгрышей?

Статьями 190 Хозяйственного кодекса Украины и 11 Закона Украины «О ценах и ценообразовании» предусмотрена возможность применения свободных цен на все виды продукции (работ, услуг), за исключением тех, на которые установлены государственные цены. При этом свободные цены определяются субъектами хозяйствования самостоятельно.

 

В соответствии с пп. 14.1.13 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), бесплатно предоставленными товарами, работами, услугами являются:

• товары, предоставляемые согласно договорам дарения, другим договорам, по которым не предусматривается денежная или иная компенсация стоимости таких товаров или их возврата, либо без заключения данных договоров;

• работы (услуги), выполняемые (предоставляемые) без предъявления требования о компенсации их стоимости;

• товары, переданные юридическому или физическому лицу на ответственное хранение и использованные им.

 

Таким образом, свобода выбора цены закреплена на законодательном уровне, и любая компания может принять решение о проведении маркетингового мероприятия, например, в форме предоставления скидок покупателям или бесплатного предоставления услуг, передачи товаров.

 

Обосновывают деловую цель подобных акций, которые довольно широко распространены у предприятий-ритейлеров, такие желания компаний, как: расширение влияния на рынке товаров/услуг, формирование устойчивого спроса на определенный товар или услугу, повышение лояльности покупателей и т.д.

 

Документальное сопровождение

Безусловно, проведение розыгрышей (конкурсов/акций) вызывает изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия, а значит, является хозяйственной операцией, которой необходимо надлежащее документальное оформление. Ведь именно от этого будет зависеть дальнейший бухгалтерский и налоговый учет такого мероприятия, возможные риски в ходе проведения проверок территориальными органами Государственной фискальной службы (далее — ГФС).

Общие требования к оформлению первичных документов изложены в Законе Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».

 

К основным же специфическим документам, определяющим порядок проведения розыгрышей (конкурсов/акций), можно отнести:

• положение о скидках, проведении распродаж, маркетинговую политику — для компаний, на которых разработана система постоянно действующих скидок;

• приказ (о скидках, акциях, проведении распродажи) — если компания систематично не предоставляет скидки потребителям. В таком приказе следует прописать:

— цель проводимого мероприятия;

— перечень товаров, участвующих в акции;

— период предоставления скидок;

— размер скидок (в фиксированной сумме или в процентах);

— условия их предоставления и т.п.;

• календарный план проведения рекламных мероприятий;

• смету расходов на проведение рекламных мероприятий с указанием номенклатуры и количества товаров, которые предполагается использовать в рекламной акции;

• расходные накладные на отпуск соответствующих материальных ценностей;

• расчетные документы, которыми также может быть оформлена акционная продажа:

— чек регистратора расчетных операций;

— товарный чек;

— другие первичные документы.

 

Приобрести полную версию статьи →