Ошибки в отчетности: как выявить и исправить

ВЫПУСК №8 (АВГУСТ, 2017)

Деньги любят счет и учет. Но и здесь нередко случаются ошибки, главное — вовремя их заметить и исправить. В статье рассмотрим положения, на которых основывается процедура исправления ошибок

 

Нина Лысенко

Что считать ошибкой? Нормативно-правовая база

Общую информацию об исправлении ошибок, порядке внесения и раскрытия других изменений в финансовой отчетности содержит Положение (стандарт) о бухгалтерском учете (П(С)БУ) 6. Однако его нормы сформулированы крайне лаконично, и детали исправления приходится искать в международных документах, в частности, в МСБУ (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». Также нужно знать, что предприятия, которые согласно законодательству составляют финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности, применяют только приложение к вышеуказанному Положению (стандарту). Использование норм международных стандартов финансовой отчетности вполне допустимо, поскольку ст. 1 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV (далее — Закон № 996) определяет, что принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности данного закона не противоречат международным стандартам. Поэтому по неурегулированным в нацстандатах вопросам следует обращаться к международным.

 

Например: изначально нужно выяснить — что же считать ошибкой. В П(С)БУ 6 определения понятия и классификации ошибок нет, но есть определение ошибки предыдущих периодов в МСБУ 8, которыми считают пропуски или искажения в финансовой отчетности предприятия за один или несколько предыдущих периодов, возникающие из-за неиспользования или злоупотребления достоверной информацией.

 

Исходя из этого, ошибки в финансовой отчетности можно определить как: пропуск информации или предоставление недостоверной информации в финансовой отчетности вследствие неиспользования или злоупотребления достоверной информацией, которая была или должна была быть в наличии на момент составления финансовой отчетности.

 

Международные стандарты выделяют несколько причин возникновения ошибок, таких как:

• ошибки в математических расчетах;

• ошибки в применении учетной политики;

• неправильная интерпретация фактов хозяйственной деятельности;

• невнимательность

• и уже более серьезная причина — мошенничество.

 

«Больше всего сложностей возникает из-за неправильной интерпретации фактов хозяйственной деятельности. Так, с одной стороны, бухгалтер не может отразить хозяйственную операцию, если отсутствуют первичные документы. Это требования профильного закона, такую же позицию занимал Минфин в некоторых разъяснениях. Но, с другой — в финансовой отчетности нужно отразить всю информацию о фактических и потенциальных последствиях хозяйственных операций и событий, способных повлиять на решения, которые принимаются на основе этой, чего требует Закон № 996. А согласно принципу осмотрительности в бухгалтерском учете следует применять методы оценки, которые должны предотвращать занижение оценки обязательств и расходов и завышение оценки активов и доходов предприятия. Таким образом, юридическому лицу следует отразить расходы в периоде их возникновения независимо от наличия первичных документов», — объясняет независимый аудитор Светлана Головина.

 

Исправление ошибок в первичных документах и учетных регистрах осуществляется в порядке, определенном Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 24.05.1995 г. № 88, и Методическими рекомендациями по применению регистров бухгалтерского учета, утвержденными приказом Министерства финансов Украины от 29.12.2000 г. № 356. Министерство финансов Украины касательно ситуации с первичными документами предоставило следующие разъяснения (письмо от 22.04.2016 г. № 31-11410-06-5/11705):

1) признание расходов в бухгалтерском учете и их отражение в финансовой отчетности не зависит от периода получения первичных документов от контрагентов. Расходы, по которым на момент составления финансовой отчетности не получены первичные документы от контрагентов, признаются в периоде:

• получения дохода, для получения которого они осуществлены;

• фактического возникновения, если расходы невозможно прямо связать с доходом.

При этом достаточно до момента получения первичных документов от контрагента иметь в наличии первичные документы, созданные предприятием самостоятельно в произвольной форме с соблюдением требований ч. 2 ст. 9 Закона № 996 относительно наличия обязательных реквизитов первичного документа;

 

2) расходы могут быть признаны при отсутствии первичных документов на основании сделанного предприятием расчета суммы расходов, который должен основываться на актуальной, доступной и надежной информации. Для признания расходов, касательно которых на момент составления финансовой отчетности не получены первичные документы от контрагентов, ответственное лицо составляет и передает в бухгалтерскую службу документ с указанием расчетной суммы расходов;

 

3) расхождения между суммой расходов, определенных расчетным способом, и суммой фактических расходов, отраженных в первичных документах, не является основанием для корректировки предварительно признанной суммы расходов предыдущего отчетного периода, кроме случая, когда данная разница является ошибкой и существенно влияет на финансовую отчетность предыдущих отчетных периодов. Такую разницу признают в составе расходов того периода, когда возникли основания для уточнения суммы;

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ В ВЫПУСКЕ №8 →