Оптимизация расходов предприятия: на чем можно сэкономить

Выпуск № 2 (Февраль, 2017)

В условиях, когда об экономической стабильности бизнес может только мечтать, вопрос минимизации издержек из просто важного становится едва ли не критичным для выживания. Но при принятии такого решения необходимо трезво оценить все возможные риски и попытаться спрогнозировать последствия мероприятий по сокращению издержек. Ведь неправильная оптимизация может причинить большой ущерб предприятию, в то время как четко спланированная — повысит его конкурентоспособность

 

Мария Пенделеева

С чего начать?

Перед тем как приступить к сокращению затрат компании, необходимо провести аудит, который поможет понять, какие статьи подлежат сокращению без ущерба для предприятия, его репутации, качества выпускаемой продукции или предоставляемых услуг. «Прежде всего нужно систематизировать все расходы, которые есть у компании в связи с ее деятельностью. Какова их величина, в связи с чем они возникают, какова их роль для бизнеса, для создания клиентской ценности, как они изменяются с ростом или снижением объема производства, рассмотреть переменную и постоянную часть этих затрат», — советует Ирина Стецурина, системный консультант-тренер консалтингового центра «Школа Административного Управления Зиминой».

 

Генеральный директор Аудиторской фирмы «Аксенова и партнеры», Татьяна Григорян советует начинать оптимизацию расходов с устранения потерь на производстве: экономии топлива, электроэнергии, сырья, материалов. «Также можно проанализировать сокращения нерациональных расходов, например, уплотнения персонала в занимаемых помещениях, отказ от лишних площадей и сдача их в аренду, субаренду, снижения расходов на служебный автотранспорт. Отсрочки выплат дивидендов учредителям или акционерам в пользу улучшения финансовых позиций. Сэкономить можно даже на канцелярии», — утверждает эксперт.

 

При этом стоит оценивать все риски, возможные при принятии мер по сокращению издержек. «Не менее важен строгий и постоянный контроль над использованием различных средств, в частности — денежных. Так же должен быть расчет экономического эффекта от тех или иных действий по сокращению расходов. Уменьшать их нужно только за счет непродуктивных, нерациональных и неэффективных трат», — добавляет Татьяна Григорян.

 

Поскольку с необходимостью сокращения издержек рано или поздно сталкивается большинство предприятий, специалисты из разных областей разработали комплексы мер по минимизации издержек. «В мире наработано много моделей и системных технологий по улучшению работы компаний и оптимизации затрат. Например, АВС метод (Activity based costing), Just in time (точно в срок), Lean технологии (Lean производство, Lean менеджмент), ТРМ, Кайдзен, 5S, использование международных стандартов серии ISO 9000, внедрение Системы Сбалансированных KPI показателей, внедрение управленческого учета, бюджетирования и другие. Но для того, чтобы правильно выбрать стратегию, лучше пообщаться с соответствующими специалистами», — советует Ирина Стецурина.

 

По словам Татьяны Григорян, прежде чем принимать кардинальные решения, на этапе планирования оптимизации расходов, нужно ответить на ряд вопросов, а именно:

• Как снижение той или иной статьи расходов повлияет на предприятие спустя год, два, три, в отдаленной перспективе?

• Можно ли увеличить отдачу и эффективность издержек, которые компания собирается снизить?

• Имеет ли объем определенной статьи затрат «большой вес» в общем объеме расходов?

• Есть ли альтернативные решения? Чем можно компенсировать сокращение затрат?».

 

Только после получения полной информационной картины, оценив возможные сложности и проанализировав последствия, руководство предприятия может перейти к внедрению мер по сокращению издержек.

 

Если говорить о различиях оптимизационных процессов у «офисной» компании и предприятия то, по словам Татьяны Григорян, подход, в принципе, абсолютно одинаковый. Расхождения будут в статьях: производственные предприятия в первую очередь проанализируют потери на производстве, а «офисные» компании — урежут административные расходы.

 

Такое же мнение высказывает и Ирина Стецурина: «Как на предприятии, так и в офисной компании, есть оборудование, техника, офисные/складские площади и т.д., использование которых приводит к появлению расходов. Разница будет лишь в величине этих сумм. Важно проанализировать, целесообразно ли используется то, чем владеет компания, насколько данные издержки экономически оправданы.

 

На производственных предприятиях прежде всего необходимо направить свои усилия на оптимизацию затрат на сырье, содержание и ремонт оборудования, техники. А в офисных фирмах первоочередное внимание нужно уделить сокращению расходов на аренду и содержание офисов, канцелярию, командировки, транспорт. Стоит пересмотреть траты на представительские расходы и использование энергоносителей».

 

Читать полностью...