Операция «Ликвидация». Этапы и основные сложности

Выпуск № 1 (Январь, 2017)

Финансовый кризис — сложный период для бизнеса. Одни находят новые ниши и возможности, другие с трудом удерживаются на плаву или закрываются. Ликвидация — достаточно хлопотная и сложная процедура, которая сопровождается многими нюансами. Она, во-первых, занимает очень длительное время. Если, допустим, для открытия юридического лица понадобится максимум до трех дней, то его закрытие может длиться до полугода, а то и больше. Во-вторых, прежде чем решиться на подобный шаг, необходимо оценить все риски и составить четкий поэтапный план ликвидации юридического лица, который в будущем поможет избежать проблем при осуществлении проверок и расчетов с кредиторами

 

Нина Лысенко

С чего начинается ликвидация

Согласно статьям 104 и 109 Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ), юридическое лицо может прекратить свою деятельность вследствие реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования, выделения) или ликвидации. Причины, по которым предприятие должно пройти данную процедуру, могут быть самыми разнообразными: от ухудшения условий ведения бизнеса, приведших к убыткам, до угрозы проведения налоговой проверки при потере первичной документации, когда собственник спешит избавиться от проблемного актива. В результате реорганизации юридическое лицо может как прекратить свое существование (в случае слияния, присоединения или разделения), так и продолжить хозяйственную деятельность в новом статусе (в случае выделения или преобразования). Результатом же ликвидации станет прекращение юридического лица, о чем вносится соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.

 

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

• по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на это уставными документами;

• по решению суда о ликвидации юридического лица вследствие допущенных при его создании нарушений, которые нельзя устранить, по иску участника юридического лица или соответствующего органа государственной власти;

• по решению суда о ликвидации юридического лица в других случаях, предусмотренных законом, — по иску соответствующего органа государственной власти.

 

Рассмотрим более детально процедуру ликвидации по решению участников юридического лица на примере наиболее распространенной организационно-правовой формы — общества с ограниченной ответственностью (ООО). Такой хозяйствующий субъект может быть ликвидирован по решению общего собрания его участников, в том числе в связи с истечением срока, на который ООО было создано (ч. 1 ст. 150 ГКУ), а сам порядок ликвидации ООО должен быть определен в учредительных документах (ст. 4 Закона Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.1991 г. № 1576-XII, далее — Закон № 1576).

 

Итак, процесс ликвидации происходит в несколько этапов. Первый этап — принятие участниками решения о прекращении ООО путем ликвидации. Это решение оформляется протоколом, в котором обязательно прописываются: данные участников, принимающих участие в общем собрании, повестка дня, результаты рассмотрения вопросов повестки дня, обязательно назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор и определяются их полномочия и порядок принятия решений. Общее собрание считается полномочным, если на нем присутствуют участники или их представители, владеющие в совокупности более 50% голосов. В то же время учредительными документами ООО, в уставном капитале которых нет государственной доли, может быть установлен иной процент голосов (ст. 60 Закона № 1576).

 

Второй этап — уведомление государственного регистратора о принятии решения о прекращении ООО путем ликвидации. «Согласно ст. 105 Гражданского кодекса Украины, участники юридического лица, принявшие решение о прекращении юридического лица, обязаны в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения письменно уведомить об этом орган, осуществляющий государственную регистрацию», — рассказывает юрисконсульт Национальной правовой палаты» Надежда Рыбальченко. При этом эксперт уточняет, что сообщение о ликвидации юридического лица должно быть размещено в средствах массовой информации, и такое объявление должно включать порядок и срок заявления кредиторами требований. Данный срок не может составлять менее 2-х месяцев со дня публикации сообщения о прекращении юридического лица.

 

Перечень документов, которые необходимо подать государственному регистратору, предусмотрен п. 8 ст. 17 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 № 755-IV (далее — Закон № 755), а именно:

1) экземпляр оригинала (или нотариально заверенная копия) протокола участников юридического лица о принятии решения о прекращении юридического лица;

2) экземпляр оригинала (или нотариально заверенная копия) документа, которым утвержден персональный состав ликвидационной комиссии или ликвидатора;

3) доверенность, если документы подает представитель ООО по доверенности.

 

Но поскольку в протоколе уже прописывается персональный состав ликвидационной комиссии или указан ликвидатор, зачастую, чтобы не дублировать информацию, регистратор требует лишь протокол или его нотариально заверенную копию.

 

Читать полностью...