Оценка стоимости бизнеса

Одной из основных задач финансового директора компании является увеличение стоимости бизнеса. Его цель — организовать управление стоимостью бизнеса. Для эффективного управления любым процессом необходимо измерять успешность продвижения к цели, то есть нужно определиться с показателями и организовать систематический их мониторинг. Таким образом, чтобы управлять стоимостью бизнеса — постоянно повышать ее — нужно регулярно отслеживать стоимость компании

ВЫПУСК №3 (МАРТ, 2019)

 

Оценка стоимости бизнесаНи для кого не секрет, что собственник инвестирует в бизнес свои ресурсы с целью получения дохода. Доходы собственников, как правило, составляют:

• дивиденды — часть сгенерированной бизнесом прибыли, распределенная между владельцами долей компании;

• капитальный доход — рост стоимости актива — рост стоимости доли собственника в общей стоимости компании, а значит рост стоимости компании.

 

Оценить стоимость компании можно различными методами. В зависимости от цели проведения оценки мы будем использовать те или иные методы:

• Обоснованная рыночная стоимость. Сравнительный подход

 

Самый распространенный и знакомый метод на бытовом уровне — сравнение с аналогичными объектами по их рыночной стоимости. Например, стоимость недвижимости можно оценить по аналогичным предложениям на рынке.

• Страховая стоимость. Затратный подход

 

Такой способ оценки очень часто применяется при страховании объекта — рассчитываются затраты на его восстановление.

• Инвестиционная стоимость. Доходный подход

 

Этот способ оценки применяется, когда объект рассматривается как источник получения дохода. Доход, планируемый от бизнеса, сравнивается с альтернативным, например, с доходом, который можно получить в виде процентов от денежных вложений, полученных от продажи объекта.

 

Различия в применении этих подходов рассмотрим на примере объектов недвижимости (более простых и понятных активов сравнительно с долевыми инструментами):

Допустим, есть три абсолютно одинаковых дома, отличающихся лишь своим расположением: первый находится в центре города, второй — на окраине с плохой инфраструктурой, третий — вдали от центра, но недалеко от метро и на пути в аэропорт.

 

По рыночным оценкам первый дом оказывается самым дорогим из-за своего расположения, средним по цене, очевидно, будет третий дом (рядом с метро), самым дешевым — второй дом по причине плохой инфраструктуры.

 

Если оценка будет производиться с целью рассчитать затраты на покрытие убытков от несчастных случаев — стоимость домов будет одинаковая, к примеру, в случае пожара, их восстановительная стоимость не будет отличаться.

 

По инвестиционным оценкам нужно определиться как мы будем использовать данные объекты недвижимости, например, мы собираемся в каждом из домов открыть гостиницу. Найти клиентов для заполнения гостиницы в центре города может быть проблематично из-за высокой конкуренции, гостиница на окраине с плохой инфраструктурой может вообще не пользоваться спросом, а третья, возможно, будет наиболее прибыльно работать как гостиница для авиапассажиров (быстро и удобно добираться и к метро, и в аэропорт).

Вывод: три объекта недвижимости по разным способам оценки имеют различные стоимости.

 

Применительно к бизнесу подход к оценке выбирается в зависимости от ситуации и цели:

• Если инвестор планирует приобрести компанию для перепродажи, он будет применять сравнительный подход и оценивать ее, сопоставляя с другими вариантами предложения на рынке подобных компаний.

• Если компания или ее часть покупается с целью приобретения технологий, сбора данных или привлечения клиентской базы, то в этом случае оцениваются затраты на создание подобного актива: на инновационные разработки, приобретение патента, раскрутку на рынке; и сопоставляются вариант вложения средств в покупку компании, как носителя нужного нам актива, и вариант создания того же актива собственными усилиями.

 

Приобрести полную версию статьи