Нужно быть открытым к переменам

Джеспер Бо Хенриксен

Нужно быть открытым к переменамИнтервью   |   ВЫПУСК №7 (ИЮЛЬ, 2018)

Стратегическое планирование дает возможность менеджменту определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие инструменты необходимы компании для успешного развития. До последнего времени стратегическое планирование было прерогативой крупных международных концернов. Сейчас ситуация стала меняться, и все больше украинских компаний, начинают заниматься этими вопросами. Поделиться опытом в планировании мы попросили Джеспера Бо Хенриксена, Генерального менеджера отеля Radisson Blu Hotel, Kyiv.

Джеспер Бо Хенриксен,
Генеральный менеджер отеля Radisson Blu Hotel, Kyiv

 

ФДК: Компании, работающие в Украине, зачастую не видят смысла в стратегическом планировании. У Вас внедрен этот процесс?

ДЖ. Х.: Мы являемся частью крупной компании, большой гостиничной семьи. Наша компания представлена в Азии, Европе, Африке и Америке. Мы первыми вышли на рынок постсоветского пространства и в частности Украины. Во всех территориальных зонах компания динамично развивается.

Безусловно, стратегическое планирование является нашей сильной стороной, компания дает нам вектор развития, инструкции каждому конкретному отелю и тренирует нас в навыке стратегического развития.

 

ФДК: Как происходит процесс построения стратегических планов? Они спускаются сверху или, возможно, наоборот — компания аккумулирует стратегии развития каждого территориально подразделения?

ДЖ. Х.: Каждый отель — самостоятельный субъект хозяйственной деятельности. У каждого отеля есть владелец, являющий местным на том рынке, на котором он работает. Компания предоставляет услуги менеджмента отелей в интересах владельцев. Международную компанию привлекают по нескольким причинам: во-первых — за нами стоят бренд, имя; во-вторых — это знания, ноу-хау; в третьих — это системы бронирования, управления отелем. Кроме того, владельцы понимают, что наша компания является сильным игроком в сфере стратегического планирования.

Если говорить о начале сотрудничества с отелем, то мы смотрим на объект сам по себе, на здание, на его состояние, расположение. Взвешиваем, сколько потребуется вложений. Далее происходит планирование в контексте 5, 10, 15 лет, возможно, больше, зависимо от условий менеджерского контракта. Затем мы оцениваем свои потенциальные доходы на данном рынке с учетом реалий, спроса и предложения.

 

ФДК: Когда бизнес уже налажен, отель работает, каков горизонт стратегического планирования?

ДЖ. Х.: Ежегодно в июле – августе мы начинаем процесс бюджетирования на следующий год. К сентябрю имеем очень детальный бюджет на год, с разбивкой по сегментам, месяцам, порой — по дням. При этом компания также ожидает, что мы сделаем бюджетирование доходной части на следующие четыре года, может, не такое детальное, но оценить доходную часть мы должны.

Таким образом, когда мы видим доходную часть в долгосрочном периоде, возвращаемся в своем анализе к части инвестиций и понимаем, сколько владельцам и управляющей компании нужно вложить в этот объект. Мы можем корректировать свои планы по инвестициям с учетом потенциальных доходов. Если доходная часть нас устраивает, то планы по инвестициям остаются в силе, скорее, даже приумножаются. Если мы видим, что доходная часть не такая, как нам хотелось бы, умеряем свои аппетиты по поводу вложений.

 

ФДК: Как часто, судя по опыту работы в Украине, приходится пересматривать эти планы?

ДЖ. Х.: Тщательное детальное стратегическое планирование происходит раз в год. Безусловно, жизнь вносит свои коррективы, и нам частенько приходится эти планы коррелировать, но мы не ждем для этого какого-то конкретного периода, к примеру, раз в квартал. Мы вносим коррекции в планы, как только возникает такая необходимость. Но без особых причин, как правило, раз в год во время планирования бюджета на следующий год происходит пересмотр планов на следующих несколько лет.

 

ФДК: Какие проблемы у Вас возникают при стратегическом планировании в Украине?

ДЖ. Х.: Конечно, сложности возникают из-за нестабильной экономической и геополитической ситуации в стране. Делать стратегическое планирование, например, в Германии, очень просто, потому что экономика там предсказуема и стабильно развивается. Когда мы говорим об Украине — стране, где есть целый ряд нестабильных факторов, это становиться намного более сложной задачей.

 

ФДК: Сейчас популярно мнение о том, что стратегическое планирование нужно не только руководству компании, но и всем рядовым сотрудникам. Планы в данном случае рассматриваются еще как инструмент управления. В Вашей компании это реализуется?

ДЖ. Х.: Да, конечно. Буквально вчера мы получили директиву о том, как наш пятилетний стратегический план должен быть представлен рядовым сотрудникам. Линейному персоналу. Безусловно, все должны быть в курсе событий и знать хотя бы о векторе развития — куда мы идем — и иметь представление о том, как компания планирует развиваться на перспективу. Как правило, более глубоко в этот процесс вовлечены руководители подразделений.

 

ФДК: Многие украинские компании до сих пор сомневаются в необходимости стратегического планирования в условиях нестабильности нашей экономики. Как Вы считаете, всем ли компаниям оно нужно?

ДЖ. Х.: Тех, кто сомневается в необходимости стратегического планирования в Украине, можно понять. В нынешних реалиях стратегическое планирование действительно может выглядеть процессом, не стоящим затраченных на него усилий и ресурсов. Но я придерживаюсь мнения, что такое планирование однозначно нужно.

Другой вопрос, что топ-менеджеры должны быть готовы к гибкости, маневренности, к тому, что здесь эти планы придется пересматривать чаще, чем на других рынках. Тем, кто к этому не готов, лучше работать на швейцарском рынке, где все предсказуемо на годы вперед.

 

ФДК: Какими личными качествами, по Вашему мнению, должен обладать топ-менеджер, руководящий бизнесом в Украине?

ДЖ. Х.: Безусловно, менеджеру для работы в Украине и на других нестабильных рынках нужно обладать исключительными качествами. Это адаптируемость, активность, понимание, что все может измениться в любой момент. Нужно быть открытым к переменам и готовым развиваться в новой среде. Главное — это мобильность мышления.

 

ФДК: Спасибо за интересную беседу!

Беседовала
Елена Завьялова