Медиация: о чем важно помнить

Процедура медиации направлена на достижение компромисса, исчерпание конфликта. С ее помощью стороны быстро и конфиденциально могут найти взаимовыгодное решение без обращения в суд.

ВЫПУСК №8 (АВГУСТ, 2018)

 

ЭТО ВЫГОДНО: НЕ ТОЛЬКО В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ. И НЕСЧАСТЬЕ…

Медиация: о чем важно помнитьКогда приходится убеждать в пользе медиации, финансистам стоит сказать: «Медиация — это выгодно!», так как мы больше имеем или меньше тратим. Говоря о ресурсе, люди чаще всего понимают деньги. Однако ресурсом являются не только деньги, но и деловая репутация, время, коммерческая информация, деловые отношения и т. д. Все это утрачивается или сильно страдает, если решать вопросы в поле юридических баталий, судебных разбирательств, переговоров, которые разыгрываются по силовым сценариям. Победа может быть краткосрочной, так как обычно проигравший решает вопросы, связанные с дисбалансом сил, приводя в «игру» сильных партнеров, или призрачной, так как исполнить судебное решение оказывается или невозможно, или ценность выигрышного решения теряется, например, из-за затягивания судебных процессов.

 

На практике

В одной из ситуаций, когда к нам обратился клиент страховой компании, который был стопроцентно прав, мы спросили, почему он инициирует медиацию. Ответ был прост: «Через год, когда я всем докажу, что был прав, мои деньги превратятся в пыль».

 

Часто в порыве подмены понятий, люди, на самом деле, жаждут радости победы, а не достижения эффективного результата. А за любое удовольствие нужно платить. Итак, считаем издержки, на которые часто хочется закрыть глаза при удовлетворении жажды победы: судебные затраты, затраты на юристов, стоимость денег во времени, снижение стоимости репутационного капитала, утраты при разрыве деловых отношений, утечка информации, носящей коммерческий характер и т. д.

 

На практике

Один из медиаторов, который занимался переговорами по проблемным кредитам, предлагал перед передачей дела коллекторам провести переговоры с клиентами. Результат, который был выше стоимости, по которой «продавался» кредит, делился пополам с банком. На переговоры отводилось определенное количество времени. Если переговоры были успешны, все выигрывали. Никто ничем не рисковал, а только мог улучшить свой план «Б», который оставался как альтернатива в случае неуспешного сценария.

 

Выгоды и преимущества медиации были проверены практикой во времена финансового кризиса в США. Проблемы с выплатой долгов подтолкнули американское общество на поиски новых методов разрешения споров между должниками и кредиторами. Сегодня в США действуют многочисленные медиационные программы для решения споров по обращению взыскания на предмет залога (foreclosure mediation).

 

Согласно данным Американского центра развития в США, в целом 70–75 % кредиторов и должников применили медиации, в результате нашли решения конфликта. По данным штата Коннектикут, за февраль 2010 года стороны договорились в 74 % медиаций. В 60 % случаев стороны смогли удовлетворить интересы друг друга, избежав принудительного выселения семьи должника из заложенного дома.

 

В мае 2009 года на обязательной основе была запущена Медиационная программа в 3 из 20 округах штата Флорида, которая за первые же полгода своего существования помогла в решении 1 072 из 1 401 споров между банками и должниками.

Согласно статистическим данным в штате Невада, почти в 70 % случаях должники и банки-кредиторы, которые обратились за помощью к медиатору, наконец смогли найти альтернативное решение конфликта.

 

ЗАКАЗЫВАЙТЕ НАСТОЯЩЕЕ: НЕ ВСЯКОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО — МЕДИАЦИЯ!

Часто приходится слышать: мы все хотя бы по разу были медиаторами, так как медиация — это обычное посредничество в конфликтах. Но здесь только половина правды. Что отличает медиацию от посредничества в широком смысле?

1) медиатор не имеет своих собственных интересов в переговорах (например, как брокер);

2) как правило, медиатор не заинтересован в том, чтобы привести стороны к договоренности любым путем, то есть целью и ответственностью медиатора является успешный процесс, а не договоренность в сделке. Это удерживает медиатора от желания «причинить вред» и помочь сторонам «завоевать мир» любой ценой;

3) медиатор не предлагает решений, так как он советами может существенно ограничить креативность сторон в поиске собственных решений;

 

На практике

В одном из дел, юристы на требование стороны предоставить гарантии на инвестиции, начали искать юридические схемы предоставления гарантий. По факту, когда медиатор спросил сторону, что она имеет в виду под понятием «гарантия», оказалось, что речь шла о простом предоставлении информации о том, куда тратятся деньги.

4) медиатор помогает сторонам расширить поле для переговоров за счет работы с интересами сторон, приглашения в ситуацию новых заинтересованных игроков и т. д. Посредник, как правило, ограничивается «позиционным торгом», результатом которого является компромисс.

 

На практике

В одном из дел дочь очень влиятельного и богатого человека взяла в банке кредит на покупку квартиры без ведома отца. С кредитом возникли проблемы, в результате которых банк, действуя по обычной схеме, вынужден был обращаться в суд, накладывать взыскание на заложенную квартиру и т. д. Но настоящим интересом банка было не вести судебные процессы, а получать реальные деньги от сделки. Один из вариантов, который рассматривался в медиации, — открытие отдельных расчетных счетов в банке (тогда деньги на счету могли бы создавать для банка добавленную ценность) или размещение в банке части финансовых средств отца в качестве депозита и направление процентов на погашение кредитной задолженности и т. д.

5) медиатор не представляет в переговорах ни одну из сторон. Он нейтрален и должен сообщать о любом конфликте интересов, если таковой есть.

 

ПАМЯТКА КЛИЕНТУ: ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ МЕДИАТОР?

Как невозможно научиться водить автомобиль по книгам, так невозможно научиться медиации, прочитав, что это такое.

Медиация — это навыки:

• управления процессом переговоров по определенному алгоритму;

приобрести полную статью