Логистика: как сократить затраты

Финансовый анализ

Состояние логистики является прямым отражением экономической конъюнктуры и тенденций в части экспорта и импорта. В связи с постоянным ростом конкуренции украинский бизнес постоянно ищет пути оптимизации, а логистика — одна из самых важных  составляющих бизнес-затрат, на которую, по оценкам экспертов, приходится 15–25% от цены товара

ВЫПУСК №6 (ИЮНЬ, 2018)

 

Логистика: как сократить затратыВ 2017 году транспортные предприятия Украины (без учета АР Крым и части зоны проведения АТО) увеличили объем перевезенных грузов на 1,8% по сравнению с 2016 годом, до 635,9 млн т. Вместе с тем железные дороги сократили грузоперевозки на 1,1%, до 339,5 млн т, а автотранспорт увеличил на 4,7% — до 175,6 млн т. В I квартале текущего года объем перевезенных грузов снизился на 2,7% — до 150 млн т, в частности железные дороги сократили грузооборот на 4,6%, а автотранспорт нарастил на 3,1%.

 

«Продолжает падать спрос на услуги железнодорожного транспорта. Часть грузов переориентировалась на новые рынки сбыта (Африка, Средняя Азия) и следует морем через Одесский порт. Поэтому в 2018 году прогнозируем рост экспорта в морских перевозках», — отмечает Наталья Демченко, региональный директор AsstrA-Associated Traffic AG.

 

По словам Андрея Голимбовского, генерального директора компании «Еколь Логистикс», постоянные изменения внешней среды не могут не сказаться на качестве и стоимости логистики. Передовые компании, задающие тренды на рынке Украины сфокусированы на оптимизации логистических цепей и поиска удешевления товара для конечных потребителей. Без инноваций в логистике амбициозные компании не смогут выдерживать конкуренцию на рынке. Поэтому сейчас можно наблюдать, как инвестируются достаточно большие деньги в инфраструктуру и программные комплексы.

 

«В ближайшие 5 лет можно будет наблюдать роботизацию управления складами и в Украине. Это приведет к сокращению складского персонала. Но это неизбежный путь оптимизации управления складским хозяйством. Управление издержками и складскими запасами является финансовым ресурсом, который можно направить на автоматизацию складов. Также можно отметить активизацию использования бережливой логистики (lean)», — добавляет Михаил Тимофеев, бизнес-консультант в сфере логистики, закупок и управления цепями поставок.

 

Следует отметить, что Украине есть куда развиваться в направлении логистики, поскольку по уровню индекса эффективности логистики LPI (Logistics Performance Index) по итогам 2016 года Украина заняла 80-е место из 160 стран, потеряв свои позиции по сравнению с 2014 годом (61-я позиция).

 

Логистические проблемы

Значительная часть крупных логистических проблем носит инфраструктурный характер — не хватает специализированного железнодорожного транспорта (полувагонов, зерновозов и т.п.), из-за чего возникают значительные поборы при их распределении, «убитые» дороги для автотранспорта, недостаточные возможности портов и т.п. Решение этих проблем, по большому счету, не зависит от логистических компаний.

 

«Много проблем возникает у аграриев — им не хватает вагонов-зерновозов, «Укрзализныця» не может их предоставить в достаточном количестве, а новые по разным причинам не закупаются. Из-за этого запланировать логистику по железной дороге очень сложно. Инвесторы не спешат в эту сферу, поскольку у них нет доверия к «Укрзализныце». Ситуация изменится, если крупные грузоперевозчики будут инвестировать в строительство вагонного состава. Я думаю, что в 2019–2020 гг. ситуация с обеспечением транспортных перевозок «Укрзализныци» вагонным составом улучшится», — поясняет Михаил Тимофеев.

 

Вместе с тем немалая часть проблем, куда меньших по масштабу, возникает во взаимоотношениях логистов и грузоотправителей. «Основной проблемой всегда было и остается корректное и своевременное предоставление информации. В логистике время стоит очень дорого», — отмечает Наталья Демченко.

 

По словам Виктора Шевченко, генерального директора группы логистических компаний Zammler, с опытными грузоотправителями, как правило, проблем не возникает. Единственный момент, который иногда дает о себе знать — это вопрос страхования. Зачастую по незнанию украинские клиенты «недостраховывают» грузы на полную их стоимость. А страхование грузов — это один из способов защиты от финансовых и репутационных потерь, связанных с порчей или утерей груза.

 

«Любые отгрузки, вне зависимости от вида транспорта, направления и географии перевозки, подвержены рискам, которые нельзя полностью проконтролировать. Иногда стоимость груза может быть незначительной и не станет серьезной потерей, а иногда речь идет о дорогостоящих и высоколиквидных грузах. В таком случае понесенные потери могут исчисляться миллионами гривен», — добавляет эксперт.

 

Если же говорить о грузоотправителях, которые только начинают свою деятельность или по каким-то причинам впервые сталкиваются с необходимостью организации логистики, то тут сложнее.

 

«Начинающим грузоотправителям приходится все подробно объяснять и контролировать многие процессы. Например, перевозка грузов морем. Здесь часто возникают вопросы в согласовании тарифов на перевозку. Перед началом транспортировки есть ряд процедур, которые необходимо пройти: подготовка груза, согласование внешнеторгового контракта и формирование стоимости на доставку. Как правило, клиент сразу же интересуется фиксированной ценой за транспортировку. Но в морских перевозках существует достаточно гибкая система ценообразования, и первоочередная задача перевозчика — выяснить сроки, в которые нужно отправить товар. Только исходя из этих данных логистический оператор может дать актуальное предложение и осуществить поставку. Фиксация цены на долгосрочный период не совсем корректна, так как уровень стоимости морских фрахтов формируется судоходными линиями, и действие ценовых предложений иногда ограничивается 1–2 неделями. В связи с этим мы всегда просим наших клиентов уточнять даты готовности грузов к отправке перед тем, как давать им свои предложения. Также иногда приходится сталкиваться с несоответствием заявленных объемов перевозок фактическим отправкам, поздним информированием о необходимости перевозки, о возможном изменении даты отправки груза», — поясняет Виктор Шевченко.

 

Отдельные моменты возникают и во время проведения тендеров на предоставление логистических услуг. «Иногда на тендерах по выбору логистических операторов все еще можно наблюдать «политические» моменты. Мы, как украинская компания, на первоначальных этапах проигрывали европейским транспортным компаниям, которым заказчики отдавали предпочтение из-за страны происхождения, даже если стоимость их услуг была существенно выше наших. Нам потребовалось немало времени, чтобы заказчики уяснили — переплачивать за европейские транспортные бренды не имеет смысла, ведь все равно у них работают украинцы. Еще один момент — вопрос соответствия цены качеству. При выборе перевозчика компании зачастую делают выбор только исходя из самой низкой предложенной стоимости перевозки, которая не всегда соответствует действительному рыночному предложению. При этом тендер может выиграть компания, которая не сможет обеспечить тот или иной сервис, поскольку не имеет большого опыта работы. Также можно отметить неглубокий анализ предложений в рамках некоторых тендеров, когда упускаются важные элементы, влияющие на дальнейшую цену и реализацию транспортировки или хранения», — рассказывает Виктор Шевченко.

 

Как отмечает Дмитрий Леушкин, директор группы компаний Рrime, в 2017 году улучшилась платежная дисциплина между грузоотправителями и перевозчиками — стало меньше неплатежей.

 

«Неплатежами сейчас грешат, как и прежде, мелкие компании, с крупными в этом году более или менее нормально. Дефолтов больших компаний не наблюдалось», — говорит Дмитрий Леушкин.

 

Однако, по словам предпринимателя, перевозчики в 2017 году ощутили другую проблему. В связи с активной имплементацией в Украине европейской практики ведения бизнеса отечественным транспортным компаниям стали навязывать европейские стандарты по срокам оплаты услуг.

 

Читать дальше