Контролируемые иностранные компании: перспективы для Украины

Контролируемые иностранные компании: перспективы для УкраиныВ ближайшие несколько лет Украина должна имплементировать ряд европейских стандартов, направленных на улучшение условий ведения бизнеса и борьбу с выведением средств в офшоры.

Для этого в июле 2018 г. была подписана Многосторонняя конвенция MLI (Multilateral Instrument), соглашение, которое позволяет Украине одновременно вносить изменения во все или некоторые действующие конвенции об избежании двойного налогообложения. Далее необходимо принять ряд законопроектов, один из которых должен быть направлен на урегулирование вопроса налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК)

ВЫПУСК №1 (ЯНВАРЬ, 2019)

 

Соответствующий законопроект зарегистрирован в Верховной Раде Украины в середине 2017 г., однако за полтора года так и не был рассмотрен парламентом. Почему принятие законопроекта о контролируемых иностранных компаниях необходимо и как это повлияет на украинский бизнес?

 

План BEPS: какие намерения у Украины в рамках имплементации?

В середине 2018 г. Украина подписала Многостороннюю конвенцию MLI (Multilateral Instrument) как часть Плана действий BEPS по противодействию размыванию налогообложения и выводу прибыли из-под налогообложения (подробнее — в статье «Станет ли Украина новой офшорной зоной ЕС?», № 8–2018, с. 42). Напомним, в 2017 г. Украина присоединилась к Ассоциации стран по Плану действий BEPS, и двигается по пути имплементации положений Плана.

 

В рамках реализации четырех шагов плана BEPS, которые обязалась выполнить Украина, должны быть приняты следующие полноценные законы по:

• усовершенствованию процедуры контроля трансфертного ценообразования и выведения доходов за границу;

• внедрению правил относительно контролируемых иностранных компаний;

• устранению злоупотреблений в применении конвенций об избежании двойного налогообложения;

• ограничению расходов по финансовым операциям со связанными лицами;

• предупреждению избегания статуса постоянного представительства.

 

«Это нужно не столько бизнесу, сколько государству. Это больше международная практика, то есть или мы прыгаем в лодку с цивилизованным миром, или сидим на отшибе. С экономической точки зрения это необходимо для бюджета и для борьбы с агрессивным международным налоговым планированием, когда деньги зарабатывают в одних странах, а налоги в них не уплачивают и переводят базы обложения в другие страны с более благоприятным налоговым климатом», — рассказывает руководитель ОО «Палата налоговых консультантов» Виталий Смердов.

 

Из-за пробелов и несогласованности в национальном и международном налоговом законодательстве международные компании уменьшают или избегают обязательств по уплате налога на прибыль. Таким образом, страны теряют поступления в бюджет. В связи с этим страны — члены ОЭСР и G20 разработали План действий BEPS и Программу расширенного сотрудничества для установления, так называемых, правил игры, по которым страны должны сформировать стратегии налогового планирования. В результате предприятия и компании, которые ранее могли избегать налогообложения, не смогут этого сделать, и государственный бюджет не потеряет поступлений. Такой механизм BEPS, как отмечают его разработчики, особенно важен для развивающихся стран, поскольку их бюджет в большей степени зависит от налога на прибыль предприятий.

 

1 января 2017 года Украина присоединилась к Программе расширенного сотрудничества в рамках ОЭСР и обязалась имплементировать до конца года, так называемый, минимальный стандарт Плана действий BEPS — обязательные 4 мероприятия из 15 предложенных, в том числе присоединиться к Конвенции MLI. Так, должны быть предприняты шаги по борьбе с вредоносными налоговыми практиками и режимами, совершенствование действующих соглашений об избежании двойного налогообложения путем внесения в них норм, способствующих уменьшению уровня злоупотребления нормами этих соглашений, совершенствование правил трансфертного ценообразования и норм соглашений об избежании налогообложения путем повышения эффективности механизмов разрешения споров.

 

Как известно, 28 апреля 2016 года был издан указ Президента Украины №180/2016 о создании рабочей группы по подготовке законодательной базы по вопросам противодействия уменьшению налоговой базы и перемещению прибылей за границу, в частности, по введению правил налогообложения для контролируемых иностранных компаний. Впрочем, до сих пор режим налогообложения КИК в Украине не внедрен, определенные Президентом Украины законодательные инициативы Верховной Радой Украины не рассмотрены.

 

Зачем это нужно Украине?

В Украине существует настоятельная необходимость закрепления на законодательном уровне и внедрения с учетом положительного международного опыта правил налогообложения контролируемых иностранных компаний, что будет способствовать повышению налоговых поступлений в бюджет и потенциально снизит уровень утечки капитала из отечественной экономики за пределы страны. Одним из нормативных документов, который направлен на предотвращение размывания налоговой базы и уже внесен в парламент, является законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний)», зарегистрированный в Верховной Раде Украины 25.05.2017 г. под № 6502.

 

Приобрести полную версию статьи