Как защититься от конкурентов при ввозе продуктов питания в Украину

Довольно часто производители продуктов питания, закрепившиеся на отечественном рынке, расширяют свой бизнес за ее пределами. Как правило, они заключают договор с иностранным дистрибутором в другой стране на эксклюзивную поставку своей продукции. Поставщик на основании лицензионного договора с владельцем регистрирует торговую марку (в нашем случае — на территории Украины), вкладывает средства в рекламу, продвижение продукта. И вот тут как раз и возникает масса сложностей. Как поставщику держать под контролем свое эксклюзивное право на ввоз торговой марки? В рамках данного материала попробуем ответить на этот и ряд других вопросов, не менее важных с точки зрения бизнеса

 

Яремчук Елена, управляющий партнер ЮКГ «Яремчук и Партнеры»

Яремчук Юрий, директор ЮКГ «Яремчук и Партнеры»

Швец Анна, юрист ЮКГ «Яремчук и Партнеры»

Наша статья будет интересна в первую очередь дистрибуторам продуктов питания, которые занимаются импортом на территорию Украины. К сожалению, это факт, что многие другие поставщики игнорируют права законных дистрибьюторов и нелегально ввозят на территорию Украины товар, преимущественное право на импорт которого, по идее, имеет лишь эксклюзивный дистрибутор. При таком нарушении последний значительно теряет в прибыли и доле рынка, для него более чем актуальным становится вопрос защиты от незаконного, если можно так выразиться, вмешательства в бизнес.

Наиболее удобным способом является обращение к таможне с требованием запретить ввоз данного товара без разрешения владельца торговой марки. Для того чтобы воспользоваться этой возможностью, у дистрибьютора должно быть зарегистрированное право собственности на определенный бренд. Как оформить такое право? Институт интеллектуальной собственности в последние годы стремительно развивается, многие предприниматели уже знают и активно используют свое право на регистрацию знака для товаров и услуг. Но для начала следует разобраться, что такое интеллектуальная собственность и для чего ее необходимо регистрировать.

Под интеллектуальной собственностью принято понимать закрепленное законом временное исключительное право, а также личные неимущественные права авторов на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Иными словами, это результат интеллектуальной, творческой деятельности одного человека (автора, исполнителя, изобретателя) или нескольких лиц. Традиционно интеллектуальную собственность делят на две составляющие: 1) авторское право и 2) право промышленной собственности.

Авторское право — это набор исключительных прав, позволяющих авторам литературных, художественных и научных произведений получать социальные блага от результатов своей творческой деятельности. Объектами права здесь являются произведения в области науки, литературы и искусства.

Промышленная собственность (англ. Industrial property) — разновидность интеллектуальной собственности. Объектами охраны промышленной собственности являются:

— патенты на изобретения;

— полезные модели;

— промышленные образцы;

— товарные знаки и знаки обслуживания;

— наименования места происхождения товаров;

— фирменные наименования;

— коммерческие обозначения;

— пресечение недобросовестной конкуренции. Согласно Закону Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», недобросовестными считаются любые действия в конкуренции, противоречащие торговым и другим честным обычаям в хозяйственной деятельности. В главах 2-4 названного Закона такими действиями признаются: копирование внешнего вида продукта конкурента с указанием своего логотипа на упаковке; реклама своего продукта, содержащая сравнение с продуктом конкурента; распространение заведомо ложной информации, дискредитирующей конкурента; склонение поставщика или заказчика к отказу от работы с конкурентом или к созданию ему невыгодных условий работы, то есть к бойкоту; подкуп работника конкурента для невыполнения им нужным образом своих обязанностей; использование финансового и административного давления на покупателя конкурента с целью его переманить; сбор, использование, а также разглашение или склонение к разглашению коммерческой информации; демпинг в отдельных случаях;

— топология интегральных схем;

— селекционное достижение.

 

Читать полностью…