Как быть услышанным

Как быть услышаннымВсе чаще люди задумываются над тем, как улучшить общение. Как быть услышанными, научится слушать и слышать других, давать эффективную обратную связь, высказывать свою точку зрения в споре, без риска потерять отношения, и т. д. Одним из самых первых критериев любой коммуникации является уровень приводимых аргументов

ВЫПУСК №1 (ЯНВАРЬ, 2019)

 

Данный вопрос был подробно исследован нашим современником, американским предпринимателем, программистом и доктором философии Полом Грэмом в эссе «Как правильно возражать» (How to disagree). Автор описал иерархию возражений, используемых в Интернете, и распределил все возможные аргументы на семь уровней пирамиды, получившей свое название «Пирамида Грэма».

 

По мнению автора, самая примитивная форма несогласия сводится к навешиванию ярлыков, и это нулевой уровень аргументации (DH0), сводящийся к оскорблениям. Высказывания типа: «Ты идиот!», «Болван!», говорят о том, что перед вами самоуверенный дилетант, не способный вести конструктивный спор. Цель подобных высказываний: манипуляция, желание унизить, вызвать негативные эмоции, морально подавить.

 

В такой ситуации самое эффективное решение — не вступать в дебаты, которых ждет манипулятор, а оградить себя от подобного общения, внеся манипулятора в «черный список».

 

Следующий уровень аргументов (DH1) — переход на личности.

На этом уровне возражения уже имеют некоторое отношение к теме (по крайней мере тема озвучивается), но сводятся к доводам того, что оппонент не имеет права говорить на эту тему. Например: «Да как он может заниматься семейным консультированием, если сам в разводе!». Таким образом, на этом уровне возражений все аргументы сводятся к обсуждению личности оппонента, манипуляции, направленной на уход от темы обсуждения.

Противостоять подобной манипуляции возможно, игнорируя нападки и возвращая дискуссию в поле обсуждения предмета спора.

 

Второй уровень (DH2) — претензии к тону.

Обсуждается не то, что было сказано или написано, а то, как это было сделано. Например: «Автор легкомысленно говорит о серьезных вещах» или «Не надо говорить со мной таким тоном!».

 

В подобном случае вариант выхода на конструктивную дискуссию — понизить тон или вернуть оппонента к обсуждению вопроса по существу — будет зависеть от обоснованности претензий к тону.

 

Третий уровень (DH3) – препирательство.

Приобрести полную версию статьи