Госбюджет-2019 в цифрах

Госбюджет-2019 в цифрахГосударственный бюджет на 2019 год украинский парламент проголосовал заблаговременно — под утро 23 ноября, за неделю до установленного законом срока. За принятие госбюджета, с учетом предложений Комитета ВРУ по вопросам бюджета, во втором чтении проголосовали 239 народных депутатов и в целом — 240 народных депутатов при необходимом минимуме 226 голосов.

Эксперты называют этот бюджет одним из самых сложных, ведь ко второму чтению депутаты внесли в проект более двух тысяч правок. А премьер Владимир Гройсман считает проект госбюджета «абсолютно реалистичным и сбалансированным». Действительно ли проект сметы составлен хорошо, и как изменится жизнь украинцев в следующем году?

ВЫПУСК №1 (ЯНВАРЬ, 2019)

 

Бюджет — важнейший финансовый документ страны. В бюджете можно увидеть реальные приоритеты власти, ознакомиться с предстоящей экономической политикой правительства и именно по этому документу определить экономическую ситуацию в стране. Спешное принятие бюджета вызвано необходимостью получить транш МВФ, который международные кредиторы готовы были выделить только при условии принятия сбалансированного бюджета страны.

 

Цифры

Согласно утвержденному законопроекту в основе бюджета Украины на 2019 год — макроэкономический прогноз с ростом реального ВВП в 3 % при инфляции 7,4%.

 

Бюджет предусматривает доходы в размере 1,026 трлн грн, из которых, согласно документу, предусматриваются доходы общего фонда в размере 928 507,9 млн грн и доходы специального фонда — 97 623,9 млн грн.

При этом расходы предусмотрены в размере 1,112 трлн грн, в том числе расходы общего фонда — 1 005 767,5 млн грн и расходы специального фонда — 106 362,4 млн грн. В целом расходы на 18 млрд грн выше показателей первоначального проекта, принятого в первом чтении.

 

Предельный объем государственного долга на 31 декабря 2019 года установлен в размере 2,060 трлн грн, гарантированный государственный долг — 388,6 млрд грн

 

Прожиточный минимум на одного человека в месяц в 2019 году составит:

• с 1 января 2019 года — 1853 грн;

• с 1 июля 2019 года — 1936 грн;

• с 1 декабря 2019 года — 2027 грн.

В то же время правительство запланировало повысить размер минимальной заработной платы, которая с 1 января составит 4173 грн в месяц, или 25,13 грн в почасовом размере.

 

Основные параметры бюджета во время рассмотрения законопроекта во втором чтении в Верховной Раде изменились умеренно и были сбалансированы: дефицит не изменился, расходы увеличились на 17,7 млрд грн, или 1,7 %, но на такую же сумму повысились и доходы. «Все наши приоритеты остаются неизменным: это оборона и безопасность, продолжение реформ образования, здравоохранения и децентрализации, которые были заложены изначально, а также социальные расходы, которые будут профинансированы в полном объеме. При этом бюджет остается сбалансированным», — отметила в своем выступлении министр финансов Оксана Маркарова.

 

Дефицит бюджета составляет 2,3 % ВВП. «Это является хорошим показателем, в прошлом году было заложено 2,5 % ВВП. Показатель дефицита соответствует требованиям МВФ, что является необходимым условием для продолжения сотрудничества. А сотрудничество с международными донорами для Украины на данный момент крайне важно и необходимо. В 2019 году должны произойти значительные выплаты внешнего долга — 239,2 млрд грн, что эквивалентно $8,1 млрд. Без сотрудничества с МВФ и другими международными кредиторами, Украине будет трудно выполнить свои обязательства», — объясняет исследователь Киевской школы экономики (RSE) Ольга Николаева.

 

По словам эксперта, рост ВВП в 2017 году составил 2,5 %, в первом квартале 2018-го — 3,1%, во втором — 3,8 %. Рост ВВП на 2019 год на уровне до 3,0 % выглядит вполне реалистично. Рисками для будущего роста экономики, по мнению эксперта, является усиление жесткой монетарной политики в случае ускорения инфляции, приближение президентских и парламентских выборов, а также эскалация военного конфликта. Ольга Николаева считает, что для сохранения и ускорения экономического развития, а также обеспечения макроэкономической стабильности необходимо продолжать реформы и сотрудничество с международными кредиторами.

 

Бюджет развития?

В истории Украинского государства известны бюджеты с различными названиями. Был бюджет развития, социальный бюджет и так далее. Бюджет на 2019 год премьер-министр назвал также бюджетом развития. Как считают эксперты, несмотря на разные названия, бюджеты предыдущих лет можно скорее назвать бюджетами социальных и внешних обязательств, а не развития. «В отличие от социальных выплат, капитальные расходы часто были первыми кандидатами на сокращение в случае недостатка финансирования

 

Приобрести полную версию статьи