Госбюджет-2018: предвыборный и достаточно реалистичный

ВЫПУСК №11 (НОЯБРЬ, 2017)

Соблюдая сроки, установленные Бюджетным кодексом, Кабмин представил первую версию госбюджета-2018. Документ получился «предвыборным»: в нем были повышены расходы на соцвыплаты, медицину, образование, силовые структуры и дороги. Хотя на первый взгляд госбюджет-2018 выглядит достаточно реалистично, но в финальной версии, куда будут внесены поправки народных депутатов, многое может измениться. Но и это вряд ли сделает документ явным «бюджетом развития»

 

Юрий Григоренко

Госбюджет-2018: предвыборный и достаточно реалистичный15 сентября правительство представило в парламент свою версию госбюджета-2018. Впервые за все последние годы документ подан вовремя — согласно срокам, установленным Бюджетным кодексом. В Кабмине уверены, что все завершится принятием бюджета до 1 декабря, а не в ночь перед Новым годом, как обычно это происходит.

 

Проект госбюджета-2018 основывается на следующих ключевых показателях: доходы бюджета — 1,119 трлн грн (+15% — к 2017 году), дефицит бюджета — - 2,4% ВВП (79,2 млрд грн), рост ВВП — на 3% в год, инфляция — в 7%, среднегодовой курс доллара — на уровне 29,3 грн/долл. (на конец года — 30,1 грн./долл.). В следующем году запланирован рост среднего прожиточного минимума на 153 грн, до 1853 грн, а минимальной зарплаты — с 3200 грн до 3723 грн (+16,3%).

 

По словам директора рейтингового агентства IBI-Rating Алексея Амфитеатрова, бюджет-2018 формировался из оптимистического сценария развития экономики, поэтому, как минимум, доходная его часть является достаточно уязвимой. Реалистичность «базиса» (валютный курс, уровень инфляции) вызывает определенные сомнения. Кроме того, остался целый ряд возможностей коррекции показателей бюджета «в ручном режиме».

 

Впрочем, на фоне роста уровня минимальной зарплаты, повышения коммунальных тарифов (в консенсус-прогнозе, опубликованном Минэкономразвития, указывается, что тарифы на газ в 2018 году могут подняться на 18%, а стоимость отопления, электроэнергии и горячей воды вырастет на 20%) удержать планируемый годовой уровень инфляции в 7% будет крайне сложно.

 

«Госбюджет выдержан в так сказать в «консервативных» и сдержанных тонах. Это присуще бюджетам с 2015 года, когда Украина начала активно сотрудничать с МВФ. Собственно, достаточно жесткая бюджетная политика и является требованием Фонда. Поэтому бюджет — абсолютно реалистичен, его основные параметры и прогнозы по макропоказателям тщательно проработаны со стороны Украины и МВФ.

 

Конечно, есть риск неисполнения бюджета из-за более слабых темпов роста ВВП, чем заложено в прогнозе. Однако, с другой стороны, вряд ли получится достигнуть показателя инфляции в 7%, она будет не ниже 10%. А значит, наполняемость будет обеспечиваться за счет эффекта роста цен в стране. Аналогично происходит и при девальвации гривни — поступления в гривне в бюджет растут. А на следующий год, согласно прогнозам, гривня продолжит слабеть относительно доллара», — рассказывает Иван Никитченко, аналитик консалтинговой компании USC.

 

Следует «терпимо» относиться к бюджетным прогнозам, т.к. они имеют тенденцию не выполняться. Напомним: госбюджет-2017 строился на прогнозе роста реального ВВП Украины в 3% и при инфляции 8,1% (с начала 2017 года инфляция уже достигла 10,2%). Тогда как согласно консенсус-прогнозу, обнародованному Минэкономразвития, рост реального ВВП в 2017 году составит 1,8% при инфляции на уровне 12,2%. При этом в предыдущей версии консенсус-прогноза оценки экономического восстановления в 2017 году были немного оптимистичнее — 1,9% при инфляции 10,5%.

 

Читать дальше →