Финансовый менеджмент: применимо ли на практике?

ВЫПУСК №5 (МАЙ, 2017)

Основа любого бизнеса — грамотное управление финансами. Куда, кому, за что и сколько платить, как при этом не только не остаться в «минусе», но и повысить рыночную стоимость предприятия — ответы на данные вопросы можно получить благодаря серьезному подходу к управлению финансами компании. Почему для многих украинских предприятий правильно распоряжаться финансами пока сложно и как это изменить — обсуждаем с экспертами

 

Мария Пенделеева

Управление финансами — важный аспект в деятельности любого предприятия. Профессиональные знания в этой области позволяют компании не только получать прибыль, но и расширять бизнес, выходить на новые рынки, оставаться на плаву во время экономической нестабильности и пр.

 

Наука имеет свое определение понятия «Финансовое управление», называя это комплексом методов, способов и приемов, направленных на повышение доходности и минимизацию риска банкротства. На практике же финансовое управление означает грамотное распоряжение денежными потоками, с чем, кстати говоря, у отечественных бизнесменов иногда возникают сложности.

 

Конечно, реальный бизнес — это далеко не всегда то, о чем пишут научные книги, тем более с учетом современных экономических реалий, когда национальная валюта не отличается стабильностью, банки не могут дать бизнесу кредиты под приемлемые процентные ставки, а предприниматель не может быть уверен в завтрашнем дне.

 

По словам Натальи Артемчук, экономиста Aston Financial Services, современное управление финансами — это создание максимально эффективной модели использования финансовых ресурсов и инструментов. Она должна помочь минимизировать расходы на привлечение финансов и получать максимальную выгоду от их размещения. «Сегодня руководитель, желающий обеспечить конкурентоспособность бизнеса, добиться увеличения прибыли, обеспечить достойную оплату труда сотрудникам, должен понимать, что это все осуществимо только при четком финансовом планировании. Система управления финансами, независимо от формы собственности предприятия, должна быть идеальной, в противном случае бизнес не принесет ожидаемой прибыли и может обанкротиться», — делится опытом эксперт.

 

Важно понимать, что, несмотря на органическую связь всех элементов финансовой системы, на конкретном этапе (жизненном цикле) компании каждый из этих элементов может играть различную роль. Например, в начальном периоде жизни компании вряд ли придется разрабатывать подходы долгосрочного привлечения капитала, однако краткосрочная ликвидность может сыграть куда более критическую роль. В период же предельно достижимого создания корпоративной стоимости «органическим путем» придется решать вопрос либо перехода к так называемому «неорганическому росту» бизнеса, либо подготовки активов к продаже».

 

Артур Федоренко, директор по развитию бизнеса группы компаний «Парус», отмечает: «Финансовый менеджмент — это наука и практика управления финансами предприятия, направленного на достижение его стратегических и тактических целей — индивидуальных для каждого хозяйственного субъекта. Среди них в качестве примера можно отметить: поддержание безубыточности предприятия и требуемого уровня рентабельности его деятельности на основе планирования доходов и расходов, обеспечение платежеспособности предприятия при помощи планирования движения денежных средств».

 

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ...