Финансовое планирование: Методы и задачи

Бизнес во все времена связан с планированием, которое помогает избежать рисков и предвидеть расходы, доходы и возможности для развития. Проблема построения эффективной системы бюджетирования для бизнеса — одна из наиболее острых в процессе управления. Что стоит держать в приоритете финансовому директору компании при составлении бюджетов — рассмотрим далее в статье

ВЫПУСК №11 (НОЯБРЬ, 2018)

 

Финансовое планирование: Методы и задачиУстойчивый экономический кризис, сопровождающий несколько лет экономику Украины, предопределил состояние многих компаний: в большинстве случаев финансовые результаты не совпадают с планами. На такую ситуацию влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы являются наименее управляемыми, это комплекс макроэкономических проблем в стране и падение покупательской способности. Что же касается внутренних факторов, то именно ими компании в полной мере могут управлять, и от эффективности управленческих действий напрямую зависит прибыльность бизнеса. В условиях нестабильности в стране и даже мира в целом большинство компаний пытаются найти определенные пути решения выхода из кризисной ситуации. С практическим отсутствием кредитования малого и среднего бизнеса и отсутствием капитала у собственников компании единственным выходом для бизнеса остается улучшение системы управления бизнесом, и в частности — бюджетного управления.

 

«При однозначно признанной теоретической разумности и полезности процесс бюджетирования вызывает самые противоречивые реакции. От иронизирования и игнорирования до мучительного создания детального бюджета, который устаревает на следующий день после утверждения. Я и мои коллеги финансисты, независимо от того, какого частного мнения о бюджетировании придерживаются, однозначно выступают за создание общего финплана компании», — говорит Наталья Мостепанюк, финансовый директор Киевской школы экономики, лектор на Программе по предпринимательской деятельности для ветеранов АТО. Без эффективной бюджетной системы среднему и тем более крупному бизнесу просто не обойтись, ведь бюджет компании является основой для принятия управленческих решений. В связи с этим финансовый директор или руководитель компании должен взять на себя обязанности по контролю эффективности бюджетного процесса. Для этого он обязан понимать задачи и основные методы бюджетирования.

 

Методы бюджетирования

Концептуально процесс бюджетирования можно описать как процесс планирования операций с активами разного рода. В наиболее упрощенном варианте этот процесс можно описать как планирование поступлений и платежей денежных средств компании, то есть создание системы управления финансовыми решениями и контроля эффективности и рентабельности бизнеса.

 

Для достижения стратегических целей компании и нормального полноценного функционирования системы бюджетного управления необходима командная работа и непосредственное участие высшего руководства компании, вплоть до собственников бизнеса.

 

Сам по себе бюджет — это только план действий, и он не гарантирует достижения результата.

Бюджет ничего не сделает за сотрудников компании, поэтому надо заранее понимать, что нельзя просто задать в бюджете те или иные прогнозные показатели. В процессе бюджетирования важно продумать, как вовлечь отдельных сотрудников, целые отделы компании и руководителей направлений деятельности в процесс достижения показателей, которые и закладываются в окончательный бюджет.

 

«При составлении бюджета самое главное и основное — грамотно распределить его формирование между структурными подразделениями и подведомственными организациями. Чем больше отделов примет участие в формировании общего бюджета — тем выше будет показатель его выполнения и точность цифр. Также стоит забыть о «фиктивном» бюджетировании, когда за основу берут суммы, заложенные в бюджете на текущий год, с корректировкой на уровень инфляции. Такой подход не даст компании стимула к развитию. Необходимо учиться на своих ошибках: искоренять ненужные растраты и увеличивать расходы на внедрение новых перспективных проектов», — объясняет руководитель отдела внедрения «Звіт Корпорація» компании Linkos Group Юлия Диденко.

 

Традиционно выделяют три основных метода составления бюджетов, которые могут применяться на этапах их планирования, согласования и утверждения:

1. «Снизу вверх».

2. «Сверху вниз».

3. Итеративный подход.

 

Приобрести полную версию статьи