Финансовая культура как социально-экономическая подсистема управления компанией

Мировые финансовые рынки переживают не лучшие времена, как следствие — бизнес реагирует на внешние факторы, взаимодействуя с внешними партнерами. При этом на поведение компаний влияет и целый ряд сложившихся внутриполитических обстоятельств, социальных, правовых и экономических условий ведения бизнеса в Украине. Публичная репутация компании, степень доверия к ней партнеров по бизнесу и другие социально-экономические характеристики неразрывно связаны с качеством финансового управления и одновременно являются отражением его организационной культуры


 

Нина Лысенко

Качество финансового управления компанией вместе с вышеупомянутыми факторами является основой формирования ключевых принципов организационной культуры, от качества которой зависит успешность бизнеса. По мере развития бизнес-процессов финансовая культура выделилась из системы организационной культуры так же, как в свое время финансовый менеджмент — из системы общего управления бизнесом. И если финансовый менеджмент уже занял собственное место в парадигме управленческих процессов, то финансовая культура только сейчас становится самостоятельной экономической категорией.

В данной статье рассмотрим, что включает это новое понятие «финансовая культура», как она создается и на какие процессы в бизнесе влияет.

 

Суть понятия «финансовая культура»

 

Понятие «финансовая культура» в трактовке различных источников отличается. Кто-то из представителей бизнеса под данным термином подразумевает организационную культуру финансовой стороны деятельности компании. Кто-то считает, что финансовая культура является составляющей культуры финансовых отношений как более широкого понятия, куда входят социальные и экономические качественные характеристики. Некто полагает, что это — установленные правила кредитной и инвестиционной активности компании, обусловленные финансовой грамотностью менеджеров. Кое-кто рассматривают финансовую культуру как систему финансовых и организационно-правовых отношений в компании, с помощью чего осуществляется управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих в организации или между компаниями в процессе движения финансовых ресурсов.

 

Во время подготовки этой статьи нашему изданий попало в руки авторское свидетельство на научное произведение «Понятие «Культура финансовых взаимоотношений» Николая Короленко (эксперт по финансовым вопросам, директор «ИНВЕСТ КРЕДИТ КАПИТАЛ» и председатель правления общественной организации «Финансовая стабильность»). В научном формате понятие было зафиксировано в прошлом 2015 году, хотя основы таких взаимоотношений на практике являются предметом внедрения многих компаний уже несколько лет. Вопрос только в том, какая цель внедрения культуры финансовых отношений, и как правильно выстроить взаимоотношения для успешности бизнеса?

«Деньги — это товар, и они подчиняются определенным законам. Эти законы применимы к компании в целом, а также ко всем подразделениям и сотрудникам. Данные законы должны быть полностью усвоены руководителями и сотрудниками. Распоряжаясь деньгами как товаром, главная задача компании — получать обратно из какой-либо области всегда больше денег, чем было вложено. Поэтому я бы назвала знания в области финансов «Финансовая компетентность». Финансы — это денежные средства.  Доказательством истинной компетентности является конечный положительный результат», — говорит основатель компании «Бизнес-Тюнинг» Оксана Вишневская.

Сразу отметим, чтобы исключить споры и разночтения, термин финансовая культура в текущей публикации мы будем употреблять как синоним культуры финансовых отношений. Хотя и здесь как теоретики, так и практики, не находят согласия, но и само понятие только сейчас становится самостоятельной экономической категорией.

 

Читать полностью…