Есть ли у вас план? Основы создания бизнес-стратегии предприятия
В то время как для одних компаний сложные экономические времена создают немало проблем, а иногда и вообще приводят к закрытию бизнеса, другие видят в кризисе новые возможности. В том числе — для открытия нового бизнеса, успешного стартапа.
• Как разработать бизнес-план будущего предприятия?
• На что обратить внимание?
• Какие данные учитывать?
• Как определить уровень конкуренции?
Ответы на эти и ряд других вопросов — в текущем материале на примере создания производства по разливу минеральной воды
Юлия Назаренко,
эксперт департамента финансового консалтинга компании ProCapitalInvestment
Актуальность данного бизнеса
Уровень потребления бутилированных вод в Украине на 70% ниже среднеевропейского. По итогам 2015 года, среднестатистический украинец за год потребляет порядка 37 л бутилированной воды и всего 26 л — минеральной.
Сравним: в европейских странах данный показатель составляет 120 л воды/1 год/1 чел., а самый высокий показатель — в Италии — объем потребления составляет около 200 л/1 год/1 чел.
Для функционирования нормальной жизнедеятельности человеческий организм должен получать не менее 1,5–2 л воды/1 день. В современном мире с каждым днем возрастает спрос на качественную воду. Учитывая также растущий интерес потребителей к здоровому образу жизни, частью которого является применение минеральной воды, организация добычи и производства таковой является экономически выгодной.
При этом стоит отметить, что вода, которая поставляется украинцам водопроводом, не соответствует санитарно-гигиеническим нормам, а ее степень загрязненности и недостаточный уровень очистки делают ее малопригодной для питья и приготовления пищи.
Анализ основных рыночных показателей
По данным 2010 года, объем производства минеральной воды в Украине составил 126,2 млн дал. Однако уже в 2011 году объем выпуска продукции сократился до 115 млн дал, при этом отрицательный темп прироста был равен -9%. Основными причинами сложившейся ситуации являются:
• насыщение рынка минеральной воды;
• увеличение конкурентной борьбы с другими сегментами безалкогольных напитков.
В свою очередь, для данного рынка в течение длительного периода времени актуальной тенденцией являются:
• усиление влияния ведущих игроков;
• уход с рынка небольших операторов.
По итогам 2014 года было выпущено 117 млн дал минеральной воды, что меньше на 7% от показателей 2013 года. В 2015 году объем рынка составил всего 110 млн дал минеральной воды. Основной причиной падения рынка эксперты рынка единогласно называют снижение покупательной способности населения из-за неблагоприятной экономической ситуации в стране и в мире.
В региональном разрезе можно назвать 4 основные области, которые в сумме дают более 50% всего объема производства минеральных вод. Речь идет о Закарпатской, Львовской, Полтавской и Днепропетровской областях.
В структуре рынка минеральной воды выделяются следующие сегменты:
• минеральные газированные воды;
• минеральные негазированные воды (добытые со скважин).
По итогам 2014 и 2015 гг., большую часть рынка занимает газированная минеральная вода — 69%.
Таблица 1
Динамика производства минеральной воды
в Украине в 2012–2015 гг., тыс. дал
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Вода натуральная минеральная негазированная |
33984 |
40106 |
35876 |
34535 |
Вода натуральная минеральная газированная |
92604 |
85182 |
81140 |
75621 |
Источники: Государственный комитет статистики.