Есть ли у вас план? Основы создания бизнес-стратегии предприятия

 

Выпуск № 6 (Июнь, 2016)


В то время как для одних компаний сложные экономические времена создают немало проблем, а иногда и вообще приводят к закрытию бизнеса, другие видят в кризисе новые возможности. В том числе — для открытия нового бизнеса, успешного стартапа.

• Как разработать бизнес-план будущего предприятия?

• На что обратить внимание?

• Какие данные учитывать?

• Как определить уровень конкуренции?

Ответы на эти и ряд других вопросов — в текущем материале на примере создания производства по разливу минеральной воды

 

Юлия Назаренко,

эксперт департамента финансового консалтинга компании ProCapitalInvestment

Актуальность данного бизнеса

Уровень потребления бутилированных вод в Украине на 70% ниже среднеевропейского. По итогам 2015 года, среднестатистический украинец за год потребляет порядка 37 л бутилированной воды и всего 26 л — минеральной.

Сравним: в европейских странах данный показатель составляет 120 л воды/1 год/1 чел., а самый высокий показатель — в Италии — объем потребления составляет около 200 л/1 год/1 чел.

Для функционирования нормальной жизнедеятельности человеческий организм должен получать не менее 1,5–2 л воды/1 день. В современном мире с каждым днем возрастает спрос на качественную воду. Учитывая также растущий интерес потребителей к здоровому образу жизни, частью которого является применение минеральной воды, организация добычи и производства таковой является экономически выгодной.

При этом стоит отметить, что вода, которая поставляется украинцам водопроводом, не соответствует санитарно-гигиеническим нормам, а ее степень загрязненности и недостаточный уровень очистки делают ее малопригодной для питья и приготовления пищи.

 

Анализ основных рыночных показателей

По данным 2010 года, объем производства минеральной воды в Украине составил 126,2 млн дал. Однако уже в 2011 году объем выпуска продукции сократился до 115 млн дал, при этом отрицательный темп прироста был равен -9%. Основными причинами сложившейся ситуации являются:

• насыщение рынка минеральной воды;

• увеличение конкурентной борьбы с другими сегментами безалкогольных напитков.

 

В свою очередь, для данного рынка в течение длительного периода времени актуальной тенденцией являются:

• усиление влияния ведущих игроков;

• уход с рынка небольших операторов.

 

По итогам 2014 года было выпущено 117 млн дал минеральной воды, что меньше на 7% от показателей 2013 года. В 2015 году объем рынка составил всего 110 млн дал минеральной воды. Основной причиной падения рынка эксперты рынка единогласно называют снижение покупательной способности населения из-за неблагоприятной экономической ситуации в стране и в мире.

В региональном разрезе можно назвать 4 основные области, которые в сумме дают более 50% всего объема производства минеральных вод. Речь идет о Закарпатской, Львовской, Полтавской и Днепропетровской областях.

 

В структуре рынка минеральной воды выделяются следующие сегменты:

• минеральные газированные воды;

• минеральные негазированные воды (добытые со скважин).

По итогам 2014 и 2015 гг., большую часть рынка занимает газированная минеральная вода — 69%.

 

Таблица 1

Динамика производства минеральной воды

в Украине в 2012–2015 гг., тыс. дал

 

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Вода натуральная минеральная негазированная

33984

40106

35876

34535

Вода натуральная минеральная газированная

92604

85182

81140

75621

Источники: Государственный комитет статистики.

 

Читать полностью…