Энергозатраты: почем топливо для бизнеса

Рынок топлива и газа в Украине имеет перспективы развития. Если ранее пропан-бутан являлся побочным продуктом при добыче нефти, а на некоторых нефтеперерабатывающих предприятиях его даже утилизировали, теперь данный продукт получил распространение в качестве моторного топлива не только в развитых странах Европы, но и в Украине


 

Александр Соколов,

генеральный директор Pro-Consulting

В Украине основным локомотивом развития рынка сжиженного газа является автомобильная отрасль. Метан в качестве моторного топлива в Украине используют в основном автобусы, а пропан-бутан — коммерческий и легковой транспорт.

При выборе пропан-бутана как альтернативного вида топлива зачастую руководствуются двумя критериями — их 1) экологичностью и 2) низкой ценой. И несмотря на дороговизну установки газобаллонного оборудования на автотранспортное средство, соотношение цены на альтернативные и традиционные моторные топлива дает возможность окупить данные расходы в течение 1,5–2-х лет.

 

Также одним из сдерживающих факторов, которые негативно воздействуют на развитие рынка, является рост цен на природный газ. После влияния кризиса на экономическое развитие страны, цены на нефть и нефтепродукты в долларах  начали снижаться с одновременным ростом цен на газ. Таким образом, со снижением цены на традиционные виды топлива спрос, вероятнее всего, будет показывать рост.

 

Розничная продажа топлива зависит от ситуации как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Наибольшая доля продаж приходится на топливо марок А-92 и А-95. Последние события в Украине пошатнули топливный рынок, однако население по-прежнему продолжает приобретать бензин для своих автомобилей. Динамика изменения продаж дизельного топлива подвержена общей тенденции рынка. Однако потенциалом для роста является увеличение популярности автомобилей на дизельном двигателе.

Рынок сжиженного газа на сегодняшний день имеет большие перспективы для развития. Это, в частности, связано с его активным применением в качестве альтернативного моторного топлива для заправки автотранспортных средств. Если ранее большинство владельцев транспорта использовали в качестве автомобильного топлива традиционные бензин и дизтопливо, то теперь с каждым годом увеличивается количество газобаллонных автомобилей (ГБА).

На такую ситуацию в большей мере влияет цена на сжиженный газ в Украине, которая на уровень ниже традиционного бензин и дизтоплива. При этом стоит учитывать и экологическое воздействие на окружающую среду. Продукты сгорания пропан-бутана значительно менее вредны, нежели продукты сгорания традиционных видов топлива. Однако уменьшение цены на нефть повлечет за собой снижение цены на традиционное топливо. Это приведет к отвоеванию бензина и ДТ.

 

Сегментация и структурирование рынка

Сегментация и структурирование рынка проводились на основании реализации топлива и газа в областях. Так, по регионам, ежемесячные продажи топлива и газа представлены ниже.

Лидируют по продажам областные центры, в городах которых население составляет свыше 1 млн чел. Это обусловлено большим потреблением в силу того, что автопарк там больше.

Так, в 2015 году среднемесячная розничная продажа ДТ была максимальной и составляла 111,4 тыс. т. Наибольшее количество бензина марки А-95 было реализовано в Киевской обл. — 14,4 тыс. т. Дизельного же топлива было реализовано на 12,2 тыс. т/месяц. Наименьшие среднемесячные продажи бензина марки А-95, кроме Донецкой и Луганской обл., наблюдалось в Сумской и Тернопольской обл.

 

Таблица 1

Среднемесячная розничная продажа топлива и газа в 2015 году, тыс. т

Регион

А-95*

ДТ

ПБС

Украина

83,9

111,4

47,2

г. Киев

16,0

6,6

3,2

Винницкая обл.

5,6

4,4

1,3

Волынская обл.

3,2

5,8

0,9

Днепропетровская обл.

15,0

5,1

3,3

Донецкая обл.

3,2

1,0

1,4

Житомирская обл.

4,5

5,4

1,9

Закарпатская обл.

6,4

8,5

1,0

Запорожская обл.

8,1

3,1

2,7

Ивано-Франковская обл.

4,5

5,2

0,9

Киевская обл.

14,4

10,7

4,6

Кировоградская обл.

3,7

1,6

1,6

Луганская обл.

0,8

0,3

0,2

Львовская обл.

10,0

12,2

2,3

Николаевская обл.

4,2

2,2

1,5

Одесская обл.

12,5

6,6

1,9

Полтавская обл.

5,4

2,4

2,3

Ривненская обл.

4,0

5,5

1,1

Сумская обл.

3,2

1,3

1,7

Тернопольская обл.

3,2

4,1

1,4

Харьковская обл.

7,3

3,2

4,1

Херсонская обл.

5,2

2,9

1,9

Хмельницкая обл.

4,7

4,0

2,0

Черкасская обл.

6,4

3,5

1,9

Черновицкая обл.

3,7

4,5

0,6

Черниговская обл.

3,3

1,3

1,3

Источник: Госстат; оценка Pro-Consulting.

 

Читать полностью…