Дерегуляция по-украински: теория и практика

ВЫПУСК №7 (ИЮЛЬ, 2017)

Дерегуляция по-украински, несмотря на бравурный пиар, идет ни шатко, ни валко. Бизнес ее почти не почувствовал. Проблема в том, что пачками отменяются нормативно-правовые акты, которые и так не работали или утратили свою актуальность. Толк от их отмены сугубо номинальный. Реальная же дерегуляция хоть и идет, но медленно, надолго зависая в парламенте, от воли которого она сильно зависит

 

Юрий Григоренко

Зарегулированность бизнес-процессов — одна из самых больших проблем для инвесторов в Украине после коррупции и неэффективной судебной системы.

 

Согласно опросу Американской торговой палаты, 97% бизнесменов главной проблемой считают коррупцию, еще 92% — суды. В ТОП-5 проблем инвесторов также попали налоги, чрезмерное регулирование и бюрократия. По результатам опроса компании Dragon Capital и Европейской бизнес-ассоциации, в ТОП-10 препятствий для инвестирования в Украине входят сложное налоговое администрирование и громоздкое и нестабильное законодательство.

 

Согласно данным, предоставленным в Концепции дерегуляции, разработанной в 2015 году Минэкономразвития (распоряжение Кабмина «Об утверждении плана действий по имплементации лучших практик качественного и эффективного регулирования, отраженных Группой Всемирного банка в методологии рейтинга «Ведение бизнеса»), Украина ежегодно теряет до $30 млрд инвестиций из-за неблагоприятных условий регуляторной среды.

 

Впрочем, это комплексные потери от неблагоприятного инвестиционного климата, а не по причине регуляторных норм в частности (подсчитать отдельно достаточно проблематично).

 

Именно поэтому дерегуляция является одной из важнейших реформ, проведение которой прописано в стратегии устойчивого развития «Украина – 2020». Данное направление избрано одним из 10-ти приоритетных.

 

В соответствии с планом Минэкономразвития, стратегическими целями реформы являются следующие:

• уменьшить количество процедур регулирования, проверок, поводов для контакта между бизнесом и органами власти, а также их стоимость;

• укрепить барьеры на создание новых избыточных и экономически необоснованных правил;

• создать и обеспечить функционирование эффективной нормативно-правовой среды.

 

Среднесрочной целью реформ в данной сфере является создание благоприятной среды для ведения бизнеса, развития малого и среднего бизнеса, привлечения инвестиций, международной торговли и повышение эффективности рынка труда. Подчеркивается необходимость сокращения количества документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности и видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, отмена регуляторных актов, которые затрудняют ведение предпринимательской деятельности, сокращение количества органов госнадзора (контроля), обеспечение предоставления услуг для населения и бизнеса в электронном виде.

 

Также с целью расширения и упрощения доступа украинских товаров на рынки государств – членов Евросоюза необходимо привести систему технического регулирования в соответствие с европейскими требованиями и завершить реформирование системы госконтроля за безопасностью и качеством пищевых продуктов.

 

Для поддержания инвестиционной активности и защиты прав инвесторов нужно обеспечить эффективную защиту права частной собственности, в том числе судебными органами, гармонизировать с законодательством ЕС положения законодательства Украины относительно защиты прав национальных и иностранных инвесторов и кредиторов, защиты экономической конкуренции, ввести стимулирующие механизмы инвестиционной деятельности, исходя из лучших мировых практик.

 

Дерегуляция отчасти происходит в рамках выполнения Украиной своих обязательств перед международными партнерами. Условием выдачи макрофинансовой помощи от ЕС в размере 1,8 млрд евро (документ подписан в мае-2015) в части дерегуляции предусматривалось уменьшение количества разрешений и упрощение выдачи разрешений и процедуры лицензирования на основе тщательного анализа их стоимости для предприятий и выгод для общества. Обязательства Украины перед МВФ предусматривали принятие закона о рынке электроэнергии (одобрен в апреле-2017). Пункты, которые остаются, будут внедрены в соответствии с обязательствами по плану действий. Параллельно с этим Правительство периодически осуществляет обзоры регуляторной нагрузки в области энергетики, инфраструктуры, строительства и сельского хозяйства. В сентябре 2015 года создан Дерегуляционный офис (Better Regulation Delivery Office).

 

Отдельной задачей является гармонизация украинского законодательства с европейским в соответствии с соглашением об Ассоциации между Украиной и ЕС. В частности, перед законодателями стоит задача усовершенствовать работу таможни в целях содействия развитию двусторонней международной торговли, усовершенствовать национальное антимонопольное и пищевое законодательство, а также техническом регулировании согласно европейским практикам, создать прозрачные правила в энергосекторе и построить систему рыночного надзора.

 

В целом международный опыт показывает, что успешное проведение дерегуляции приносит значительные результаты. Эффект для Украины как страны с крайне зарегулированной экономикой может достичь к 2020 году 10% ВВП. Общий же эффект от реализации стратегии дерегуляции к 2020 году составит около $25 млрд.

 

KPI дерегуляции

Критерием эффективности проведения дерегуляции является повышение позиций Украины в международном рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business, который готовит Всемирный банк. Так, в среднесрочном Плане приоритетных действий Правительства до 2020 года по направлению «Экономический рост» указаны ключевые показатели эффективности достижения этой цели: вхождение в ТОП-30 рейтинга Doing Business и в ТОП-50 глобального индекса конкурентоспособности экономики. По подсчетам экспертов Всемирного банка, один пункт в рейтинге Doing Business приносит государству около $500–600 млн инвестиций. Хотя понятно, что эти оценки носят условный и усредненный характер.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ И ПОДВОДНЫЕ КАМНИ ДЕРЕГУЛЯЦИИ В ПРОДОЛЖЕНИИ СТАТЬИ