Анализ рентабельности — незаменимый инструмент поиска ответов на пути к целям компании

ВЫПУСК №8 (АВГУСТ, 2017)

Какой должна быть рентабельность? Данный вопрос мы слышим достаточно часто. Более того, если хорошо постараться, можно найти на него ответ. Но дело в том, что полученный ответ «в среднем» не имеет никакого практического значения. Он может быть только индивидуальным для конкретной компании, и путь к такому ответу небыстрый. А проходить он будет через понимание, какую задачу нужно решить компании, ведь видов рентабельности множество, а ее расчет — это хороший инструмент, а не сама цель.

 

Елена Сюмак,

главный аналитик направления бизнес-планирования Kreston GCG

Рентабельность — хороший инструмент, а не цель

«Хочу понять, какая продукция приносит деньги, а какая нет». «Насколько эффективен наш бизнес по сравнению с конкурентами?». «Важно разобраться, эффективно ли используется мой капитал как собственника компании». «Как определить, какой проект наиболее привлекателен для инвестирования?». «Как увеличить прибыль компании?». С такими или подобными вопросами зачастую обращаются собственники или менеджмент в международную консалтингово-аудиторскую компанию Kreston GCG. В таких случаях без анализа рентабельности не обойтись.

 

Данных бухгалтерской отчетности достаточно для расчета трех основных видов рентабельности

В самом широком смысле рентабельность определяет, какая остается доля прибыли в выручке предприятия, после вычета затрат, понесенных для получения этой прибыли. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли или к израсходованным средствам, или к выручке от реализации, или к ресурсам, вовлеченным в бизнес. Соответственно, самым широким показателем рентабельности будет общая рентабельность предприятия (Profit margin ratio). Для ее расчета достаточно данных из Отчета о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности, разделив прибыль на выручку. А умножив полученный индекс на 100, можно увидеть, сколько копеек прибыли содержится в одной гривне выручки.

 

Сами по себе коэффициенты рентабельности малоинформативны, и обретают смысл только в сравнении либо со значениями предыдущих периодов, либо с показателями аналогичных компаний. Проделав такое сравнение, уже можно получить информацию, на что стоит обратить более пристальное внимание и продолжить анализ.

 

Добавив в качестве источника данных Баланс предприятия, можно рассчитать показатели группы «рентабельность активов». Сопоставив чистую прибыль (в числителе) со среднегодовой суммарной стоимостью активов (в знаменателе), можно оценить способность руководства компании эффективно использовать ее активы для получения прибыли. Коэффициент рентабельности активов (Return on assets, ROA) отражает среднюю доходность, полученную на все источники капитала (собственного и заемного). Прибавив к чистой прибыли проценты по кредитам, расчет коэффициента становится независимым от способа финансирования деятельности и упрощает сравнение показателей рентабельности разных компаний.

 

Особенно интересным для акционеров является коэффициент рентабельности собственного капитала (Return on equity, ROE), который, в отличие от предыдущего коэффициента, использует в знаменателе не суммарную стоимость активов, а среднегодовую стоимость собственного капитала. Коэффициент показывает, насколько эффективно был использован вложенный в дело капитал. Полученные значения уже можно сравнивать не только с аналогичным показателем других компаний, но и с возможным альтернативным вложением средств в акции других компаний, облигации, банковский депозит и т.д. То есть туда, где есть возможность получить прибыль.

 

Одним из приемов анализа может стать сопоставление рентабельности всех активов и рентабельности собственного капитала. Разница между такими показателями обусловлена привлечением компанией внешнего финансирования. Если компания посредством привлечения заемного капитала получает прибыли больше, чем должна уплатить процентов за пользование данным заемным капиталом, то разница может быть использована для повышения отдачи собственного капитала. Однако в том случае, если рентабельность активов меньше, чем проценты, уплачиваемые на заемный капитал, влияние привлеченных средств на деятельность компании оценивается отрицательно.

 

Факторный анализ при выяснении причин отклонений показателей рентабельности

Приведенные три показателя рентабельности являются основными, а последующий анализ будет детализировать расчеты для поиска причин возможных отклонений, позволит понять, что в большей степени влияет на динамику итоговых коэффициентов. Иными словами, это будет факторный анализ приведенных топ-3 коэффициентов рентабельности. И для такого анализа данных бухгалтерской отчетности уже будет недостаточно, а потребуются более подробные данные о продажах, производстве, активах, пассивах.

 

Примером такого факторного анализа рентабельности собственного капитала является формула Дюпона (DuPont Formula). Суть этого расчета заключается в том, что формула включает три основных составляющих, а именно:

1) рентабельность продаж по чистой прибыли,

2) оборачиваемость активов и

3) финансовый леверидж. Через сопоставление операционной рентабельности, эффективности использования всех активов и соотношения собственного и заемного капитала можно выявить, какой из перечисленных факторов имеет большее влияние на уровень рентабельности собственного капитала, особенно в случаях, когда он имеет недостаточное значение. Формула Дюпона впервые была использована в финансовом анализе в начале XX века и получила распространение. Сегодня компании могут строить свои факторные модели самостоятельно, выявляя факторы, формирующие результирующие показатели, и последовательно рассчитывать влияние каждого фактора.

 

БОЛЬШЕ О РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ЧИТАЙТЕ В ПОЛНОМ ВЫПУСКЕ ЖУРНАЛА →