Акции, скидки и бонусы: как с ними работать

ВЫПУСК №7 (ИЮЛЬ, 2017)

Многие предприятия в своей деятельности используют всевозможные маркетинговые мероприятия, которые направлены на привлечение новых клиентов, увеличение продаж и поощрение уже имеющихся и оптовых клиентов. Безусловно, такие мероприятия очень важны для субъектов хозяйственной деятельности, поэтому вопрос отражения в учете и налогообложение разнообразных акционных товаров будет всегда актуальным

 

Мария Пенделеева

В Законе Украины «О рекламе» от 03.07.1996 г. № 270/96-ВР (далее — Закон «О рекламе») под скидкой подразумевается «временное уменьшение цены товара, который предоставляется покупателям (потребителям)». Вместе с тем в ч. 5 ст. 8 Закона «О рекламе» прописано, что: «реклама о скидках цен на продукцию, о распродаже должна содержать сведения о месте, дате начала и окончания скидки цен на продукцию, распродажу, а также о соотношении размера скидки к предыдущей цене реализации товара». Управляющий партнер «Юридического бюро Писаренко» Александр Писаренко утверждает, что правила проведения маркетинговых мероприятий (акций, начисления скидок, бонусов) регулируются Законами «О рекламе», «О защите прав потребителей» от 12.05.1995 г. № 1023-ХІІ (далее — Закон № 1023-ХІІ). «Если говорить об особенностях налогообложения — их регулирует Налоговый кодекс Украины (далее — НКУ)», — добавляет эксперт. Итак, обо всем по порядку.

 

Что есть что

Покупатели, а нередко — предприниматели, привыкли использовать понятие «скидка», обобщая весь комплекс маркетинговых мероприятий. Но все же между скидкой и бонусом существует несколько отличий. Как уточнил Александр Писаренко: «Скидка — временное, на заранее определенный период, уменьшение для покупателей цены товара, продаваемого непосредственно организатором акции, при обязательном указании акционной цены меньше цены до установления скидки». Слова эксперта также подтверждает Закон № 1023-ХІІ. В его ч. 4 ст. 15 можно найти такое пояснение: «употребление понятий «скидка» или «уменьшенная цена», или любых других, аналогичных по значению, разрешается только с соблюдением следующих условий: если они применяются к продукции, которую непосредственно реализует предприятие; если такого рода скидка или уменьшение цены применяется в течение определенного и ограниченного периода времени; если цена продукции ниже ее обычной цены».

 

«В то же время бонусом является дополнительное вознаграждение или скидка покупателю при покупке товара на определенную сумму или в определенном количестве. Бонус может быть одноразовым или накопительным — когда его размер зависит от накопленной суммы покупок. Для учета такого бонуса может выдаваться купон, карточка, которыми и оплачивается последующая покупка», — говорит эксперт.

 

По словам руководителя компании «Юнифинанс» Александра Коржа, к применению расчетов с помощью бонусов необходимо относиться очень осторожно, поскольку были прецеденты, когда проверяющие органы признавали дисконты заменителями денег. Далее последовали долгие разбирательства относительно того, что в расчете использовалась валюта иная, нежели гривня, что запрещено нашим законодательством.

 

Стоит также отметить, что одним из обязательных условий проведения акций является публичное уведомление об их проведении. Еще одно условие содержится в ч. 6 ст. 15 Закона № 1023-ХІІ, согласно которому после публичного уведомления о начале проведения распродажи, применения скидок или уменьшения цены до потребителей должна доводиться информация о цене продукции, которая была установлена до начала проведения соответствующей распродажи, применении скидок или уменьшении цены, а также цена этой же продукции, установленная после их начала.

 

С чего начать?

Официального документа, в котором прописан алгоритм предоставления скидок и начисления бонусов, не существует, поскольку каждое предприятие самостоятельно принимает решение о том, будет ли использовать различные маркетинговые мероприятия в своей деятельности. Но есть несколько внутренних документов, которые все же необходимы в случае проведения различных акций.

 

«Унифицированных правил, регламентирующих проведение разных рекламных мероприятий, — нет. Скорее, они возникают из опыта. Во-первых, когда на предприятии проверка, контролирующие органы будут требовать доказательства связи с хозяйственной деятельностью любой операции. Если говорить об акциях, то предприятию нужно собрать достаточное количество документов и доказательств в пользу того, что данная акция необходима предприятию, по сравнению с опытом европейских предпринимателей (у них достаточно приказа по предприятию, вывески, которая бы подтверждала, что потребители были проинформированы о проведенной акции). То есть первичный документ для европейских проверяющих органов является основанием для принятия операции в учете. В Украине любая операция, которая может признаться контролирующими органами сомнительной, подлежит тщательному осмотру. И чтобы эту операцию признали, все же необходимы доказательства ее причастности к хозяйственной деятельности предприятия», — утверждает Ольга Самусева, партнер, генеральный директор аудиторской компании HLB Ukraine.

 

ЧТОБЫ ДОЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ СО ВСЕМИ ЕГО АНАЛИТИЧЕСКИМИ ТАБЛИЦАМИ – ПРИОБРЕТИТЕ ДАННЫЙ ВЫПУСК