Агробизнесу изменили правила игры

Выпуск № 1 (Январь, 2017)

 

С 2017 года в АПК очень сильно изменили подходы к системе господдержки и налогообложению отрасли. Это приведет к тому, что дотации будут получать исключительно крупные агрохолдинги, которые и так имеют большую рентабельность по сравнению с мелкими фермерскими хозяйствами. В целом агрорынок ждут консолидация и снижение рентабельности

 

Юрий Григоренко

Важные «агроизменения»

Перед принятием бюджета-2017 Верховная Рада Украины поддержала во втором чтении законопроект № 5132 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году». За документ проголосовали 235 нардепов.

 

В этом документе существенно изменены условия работы сектора АПК. Так, отменен льготный режим уплаты НДС для аграриев. Вместо спецрежима НДС, по которому аграрии могли оставлять на своих счетах 20–80% от уплаченного налога, им предложили с 2017 года новый механизм господдержки сельхозпроизводителей, однако претендовать на госпомощь смогут не все агрокомпании.

 

Также произошло закрепление объемов поддержки агросектора на законодательном уровне. Отныне господдержка аграриев должна составлять не менее 1% от ВВП. Данная формула должна работать в течение 5 лет. В 2017 году господдержка аграриев возрастет вдвое и составит 5,5 млрд грн. На приобретение отечественной техники и оборудования должно использоваться не менее 10% этой господдержки в 2017 году, 15% — в 2018 году, 20% — в 2019–2021 гг.

 

Финансирование аграриев увеличили на 1,08 млрд грн со спецфонда госбюджета за счет увеличения его поступлений от конфискации средств и имущества коррупционеров. Однако выделение этих средств нельзя назвать гарантированным в связи с тем, что спецконфискация до сих пор законодательно не регламентирована, а соответствующие законопроекты в который проваливаются в парламенте, не набирая нужного количества голосов депутатов.

 

Устанавливается автоматический механизм выплаты госдотаций. На госдотации должно быть направлено 4 млрд грн, из которых госпомощь птицеводам не должна превышать 2 млрд грн. Выплата дотации должны осуществляться в автоматическом режиме на основании данных налоговой отчетности. Предполагается замена спецдекларации приложением к общей налоговой декларации; распределение средств помесячно пропорционально суммам.

 

В АПК наблюдается диспропорция. Традиционно большая часть украинской агропродукции — продукция растениеводства, т.е. у нас производят много зерна и мало мяса. Это позволяет экспортировать зерновые, но вынуждает закупать свиное мясо за рубежом. По курятине у нас «профицит», и продукция идет на экспорт.

 

При этом устанавливается, что с 1 января 2018 года распределение бюджетной дотации осуществляется в сумме не более чем 150 млн грн на одного сельскохозяйственного товаропроизводителя в год с учетом связанных с таким товаропроизводителем лиц в значении пп. 14.1.159 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса Украины. То есть в 2017 году ограничений по сумме бюджетной дотации на одного сельскохозяйственного товаропроизводителя пока не будет.

 

По словам Министра аграрной политики и продовольствия Украины Тараса Кутового, выделенные государством средства будут распределяться равными долями на 12 месяцев, и в процентном соотношении делиться пропорционально между компаниями в зависимости от того, сколько каждая компания уплатит внутреннего НДС в бюджет. То есть — чем больше заплачено в бюджет, тем больше компаний сможет получить дотации взамен.

 

Читать полностью...