Агентство поддержки экспорта: красивая теория и суровая украинская практика

В мировой практике есть различные механизмы поддержки экспорта. В Украине долгое время не было системной политики по поддержке собственных экспортеров. Но в 2018 году создадут экспортно-кредитное агентство, которое призвано облегчить украинским компаниям выход на рынки других стран. Впрочем, пока агентство не заработало в полную силу, сложно говорить про реальный «выхлоп» от его работы. По мнению экспертов, проблемных моментов в его работе пока более чем достаточно

ВИПУСК №2 (ЛЮТИЙ, 2018)

 

Агентство поддержки экспорта: красивая теория и суровая украинская практикаИстория создания экспортно-кредитного агентства (далее — ЭКА) в Украине терниста. Его планировали создать в формате дочернего предприятия «Укрэксимбанка» еще в 2016 году. Но только 20 декабря 2016 года Верховная Рада приняла закон «Об обеспечении масштабной экспансии экспорта товаров (работ, услуг) украинского происхождения путем страхования, гарантирования и удешевления кредитования экспорта». Уже 28 декабря 2016 года Президент Петр Порошенко подписал этот закон. Но в 2017 году существенных подвижек в деле создания ЭКА не произошло (хотя, согласно закону, ЭКА должно было начать работу не позднее августа-2017) — в госбюджете на 2017 год отсутствовала отдельная строка о финансировании ЭКА. Впрочем, по некоторым данным, запуск ЭКА в 2017 году не произошел по настоянию МВФ, требования которого для украинской власти — аксиома, не подлежащая обсуждению.

 

Подвижки появились в перспективе на 2018 год, поскольку в госбюджете-2018 предусмотрели 250 млн грн на создание ЭКА. Так, на формирование уставного капитала заложено 200 млн грн и еще 50 млн грн будет потрачено на меры по созданию и функционированию институций по поддержке и продвижению экспорта в структуре расходов Минэкономразвития (МЭРТ).

 

Учредителем с не менее чем 50% уставного капитала +1 акция ПАО «Экспортно-кредитное агентство» станет государство в лице Кабмина. Впрочем, судя по опыту других стран (такие структуры уже успешно функционируют почти во всех развитых странах), ЭКА вполне может быть и частной структурой, но в условиях Украины такой вариант изначально был маловероятным.

 

В связи с тем, что госбюджет не может являться единственным источником финансирования ЭКА, оставшуюся часть могут взять на себя международные финансовые организации (далее — МФО), переговоры о чем начнутся уже с февраля 2018 года. Указанной суммы уставного капитала совершенно недостаточно для системной работы по поддержке экспорта, а перспективы вхождения в капитал МФО пока не совсем ясны.

 

Примечательно, что ранее против создания ЭКА возражал Нацбанк, указывая на отсутствие положительного опыта работы таких институтов в соседних странах и на наличие в стране «Укрэксимбанка», который занимается поддержкой экспорта со стороны государства. Сложно сказать, насколько «Укрэксимбанк» потенциально более эффективен для комплексной программы украинского экспорта, чем ЭКА, но в публичной плоскости госбанк не очень известен своей поддержкой экспортеров.

 

По словам директора корпоративного департамента рейтингового агентства IBI-Rating Игоря Дикого, в целом идея стимулирования экспорта достаточно неплохая. Вопрос лишь в том, насколько она реализуема в рамках предлагаемого механизма и каким будет конечный результат.

 

Что предлагают?

 

Читати далі →